Как изменить свое творческое видение

В эксклюзивном отрывке из своей книги Карл Перселл (Carl Purcell) рассказывает о новом способе художественного восприятия.

Мозг обрабатывает визуальную информацию, поступающую через глаза, двумя абсолютно разными способами: пространственно (или зрительно) и интеллектуально. Самой первой и быстрой является пространственная оценка. Ее главная функция заключается в информировании вас о постоянно меняющихся свойствах окружающего пространства, фиксируя место расположения и величину предметов. Она воспринимает формы и пространства, темные и светлые тона, вертикальную и горизонтальную ориентации, размерные отношения и приблизительное расположение фигур.

Пространственное мышление не распознает предметы как деревья, машины, людей; этот вид идентификации происходит позже. Все делается автоматически, на подсознательном уровне. Когда вы паркуетесь параллельно, или идете по людному торговому центру, вы пользуетесь этим пространственным «навигатором». Его основной задачей является благополучно откорректировать траекторию перемещения в пространстве.

 

Аналитическая или интеллектуальная часть мозга обрабатывает пространственную информацию не как зрительные образы, а как данные. Когда вы определяете увиденные предметы как деревья, машины, людей и прочее, вы задействуете интеллектуальное мышление. Это незаменимый помощник в любой сознательной деятельности в жизни. Но при использовании этого механизма в рисовании, результаты получаются плачевными. Сначала он преобразовывает визуальную информации, полученную путем пространственного восприятия, в данные, а затем создает упрощенные зрительные символы для воспроизведения этой информации.

Концентрируйтесь на формах для получения выразительных картин

Рисуем деревенскую дорогу

Вот простой предмет, состоящий из крупных форм. Помните, что вы можете изобразить его либо с интеллектуальной точки зрения – позволяя себе видеть траву, дорогу и т.д. – или же подключить свое творческое мышление, сосредотачивая внимание на формах, цветах внутри них и на том, как их контуры передают основную информацию.

Тоновый набросок

Сократите композицию на фото до трех главных форм. Каждая из них представляет интерес, и требует небольших изменений. Первая форма соответствует травянистому участку слева, простирающемуся до очертания зданий. Вторая – деревья в верхней части композиции. Третья форма образована травянистым покровом в правой части рисунка. Внимательно прорисуйте эти области, а не сами предметы. Так вы сможете уловить суть картины – то, что воспроизводит визуальный эффект. Расположите линию горизонта повыше, чтобы рисунок не разделялся пополам. Это также значит, что придется уменьшить высоту второго фрагмента.

1. Раскрасьте первую форму

Рисуем деревенскую дорогу акварелью - шаг 1

Наберите кистью № 12 водянистую размывку из Хинакридона жженого оранжевого (Quinacridone Burnt Orange) и Кобальта фиолетового (Cobalt Violet). Наклонив планшет под углом примерно 30 градусов, покройте цветом верхнюю часть первой формы. У нижнего контура закрашенной области должна скопиться краска. Если этого не происходит, добавьте больше воды в цветовую смесь.

Ополосните кисть и наберите ею Хинакридоновую сиену (Quinacridone Sienna). Начинайте прописывать от границы предыдущей размывки, позволяя ей смешиваться с новым цветом. Продвигайтесь к нижнему краю фрагмента, постепенно вводя новый оттенок из смеси Хинакридона золотого (Quinacridone Gold) и Марганцовой голубой (Manganese Blue).

Внизу перенесите размывку через темную зону дорожной колеи. Не отрывая кисть, продолжайте заполнять эту область цветом снизу вверх, пока она, сужаясь, не сойдет на нет. Теперь у вас есть одна целостная форма, закрашенная разными оттенками. Верхняя часть имеет геометрические контуры, выделяющие силуэты дома и забора. У нижнего края самой темной зоны наложите пару мазков темного тона для отображения травы.

2. Обозначьте вторую форму

Рисуем деревенскую дорогу акварелью - шаг 2

Наберите плоской однодюймовой кистью размывку из Хинакридоновой сиены (Quinacridone Sienna). Удерживая кисть горизонтально, растяните цвет краем кисти для передачи ломаного контура дерева слева. Пока акварель не высохла, кистью №12 введите смесь Хинакридона жженого оранжевого (Quinacridone Burnt Orange) с Кобальтом фиолетовым (Cobalt Violet) в нижней части только что нанесенной размывки.

Плоской однодюймовой кистью начните раскрашивать основную часть второго фрагмента Хинакридоновой сиеной (Quinacridone Sienna), двигаясь слева направо. При наклоне левого края рисунка под углом 30 градусов акварель будет стекать по направлению вашей работы. Растягивая лужицу краски по поверхности участка, попутно добавляйте немного Перманента Розового (Permanent Rose) и Хинакридона жженого оранжевого (Quinacridone Burnt Orange). Далее, введите Кобальт фиолетовый (Cobalt Violet) в сопровождении Марганцовой голубой (Manganese Blue). Оставьте кое-какие участки между столбами не закрашенными.

Как только вы дошли до правого края дерева, аналогично проведите кистью вдоль его контура, чтобы снова воспроизвести угловатое очертание. Так вы передадите впечатление листвы без лишних деталей. Протяните нижнюю часть полученной фигуры до правой границы бумаги. Итак, мы изобразили единую интересную форму, воспринимаемую как скопление деревьев. В некоторых местах она пересекается с окружающим пространством. Также тона этой области изменяются от очень теплых с левой стороны до холодных справа.

3. Переходите к третьей форме

Рисуем деревенскую дорогу акварелью - шаг 3

На исходном фото этот участок просматривается не так четко, оставляя место воображению. Я решил изобразить его с небольшими просветами белой бумаги вдоль левого края. Можете сделать по-своему, но композиция должна смотреться захватывающе.

Однодюймовой плоской кистью начните покрывать эту зону комбинацией Хинакридоновой сиены (Quinacridone Sienna) и Кобальта фиолетового (Cobalt Violet), продвигаясь от правой границы листа немного ниже деревьев. Поставьте самый край кисти на бумагу, и растяните акварель в сторону слегка вибрирующим движением, чтобы мазок получился неравномерной ширины. Примерно по центру второй формы позвольте размывке слиться с изображением деревьев, чтобы соединить эти два фрагмента. Достигнув левой границы третьей области, добавьте в смесь Хинакридон золотой (Quinacridone Gold). Протягивайте лужицу пигмента вниз, варьируя при этом оттенок с помощью Перманента розового (Permanent Rose) и Кобальта фиолетового.

Пускай внутреннее пространство третьей формы выглядит просто. Никогда не возвращайтесь к уже закрашенной области, иначе оттенок станет грязным. Кое-где разрывайте линию контура мазками, обозначающими траву. Если вы аккуратно проработаете границы этой зоны, вам не понадобится вводить дополнительные детали. Заметьте, как хорошо вы можете считывать предметы на этом этапе, несмотря на отсутствие характерных уточняющих подробностей. Композиция выглядит внушительно благодаря формам.

4. Завершающие штрихи

Рисуем деревенскую дорогу акварелью - шаг 4

Рассматривайте детали как украшение– деликатные элементы, которые помогут уточнить суть формы. Добавьте несколько каллиграфических линий кистью № 6, отображая ветви деревьев. Пропишите еще парочку в просвете над концом дороги, а сбоку нарисуйте столб. Справа расположите столб и ветки дерева. По контуру травянистых островков нанесите несколько мазков в виде травинок.

Круглой кистью № 12 отобразите падающие тени поперек дороги, смешав Кобальт фиолетовый (Cobalt Violet) и Марганцовую голубую (Manganese Blue) с каплей Перманента розового (Permanent Rose). Убедитесь, что очертания теней повторяют ухабы на дороге. Круглой кистью №12 с острым кончиком нарисуйте тени по краю снега Марганцовой голубой и Перманентом розовым.

Напоследок пропишите фон неба. Плоской двухдюймовой кистью наскоро покройте светлой размывкой из Кобальта фиолетового (Cobalt Violet) и Хинакридона жженого оранжевого (Quinacridone Burnt Orange) область прямо над деревьями. Сразу же высушите ее феном, чтобы исключить потеки акварели. Круглой кистью №8 с острым кончиком нарисуйте чистой водой несколько травинок внутри фрагментов, и затем промокните краску бумажным полотенцем. Такие детали усиливают формы, не меняя структуру картины.

Это отрывок из книги Карла Перселла «Ваше художественное мышление» (Your Artist’s Brain), опубликованной издательством North Light Books.

Автор: Карл Перселл

 

Поделиться статьей:
 

ЭТО ТОЖЕ ИНТЕРЕСНО:

Похожие статьи:

Я много раз видел, как акварельные картины не удавались лишь…

Существует несколько преимуществ использования фотоматериалов для…

Вы довольны своими пейзажами? Тогда можете пропустить эту статью.…

В процессе создания своей акварели я использовал следующие…