Этот урок демонстрирует использование маскирующей жидкости для изображения светлого объекта и повторяющегося орнамента на темном фоне.
Принадлежности:
- акварельная бумага холодного прессования Arches, плотностью 252 г/см2 (#140)
- маскирующий раствор Incredible White Mask Liquid Frisket
- скотч
- круглая синтетическая кисточка #6 Liquitex (только для нанесения маски)
- плоская однодюймовая кисточка Grumbacher из куньего ворса
- колонковая круглая кисточка Kalish №8 и №4 из куньего ворса
- фен
- лист ненужной бумаги
- художественный ластик
Цвета акварели (из разных наборов)
- Кадмий желтый светлый (Cadmium Yellow Light)
- Кадмий желтый средний (Cadmium Yellow Medium)
- Краплак красный (Alizarin Crimson)
- Диоксазиновая фиолетовая (Dioxazine Purple)
- Кобальт синий (Cobalt Blue)
- Фталоцианиновая синяя (Phthalocyanine Blue)
- Изумрудная (Phthalocyanine Green)
- Натуральная умбра (Raw Umber)
- Сиена жженая (Burnt Sienna)
Выбранная палитра состоит как из прозрачных пигментов, так и из полупрозрачных.
В этой технике мы изобразим объемную желтую грушу на темном фоне и клетчатую скатерть.
Чтобы лучше представить вам этот метод, я сделал набросок композиции в прямой перспективе, используя карандаш № 2.
Шаг 1. Защита светлых тонов
Я начал с размешивания маскирующей жидкости. Если она долго постоит без дела, ее твердые частицы оседают на дно.
Я набрал маскирующий раствор предварительно смоченной круглой синтетической кистью №6. Взяв лист ненужной бумаги вместо палитры, я выровнял волоски кисти, получив острый кончик.
После этого я покрыл слоем маски область груши и хвостика.
Не наносите маскирующий раствор куньими кистями. Он будет высыхать и откладываться у основания волосков, что быстро приведет их в негодность.
Работайте синтетической кистью, сначала намочив ее. Чтобы кисть было проще отмыть, смачивайте и ополаскивайте ее в слабом мыльном растворе воды.
Шаг 2. Маска для мелочей
Обработав раствором изображение груши, я выбрал и покрыл маскирующей жидкостью зоны белых квадратов скатерти. Обратите внимание на крестообразные отметины, оставленные в будущих темных клетках.
Я обклеил рисунок скотчем по периметру, немного заступив за контуры, и дал жидкости высохнуть.
Шаг 3. Не так долго, как кажется…
Размывкой из смеси Краплака красного (Alizarin Crimson) и Диоксазиновой фиолетовой (Dioxazine Purple) я передал тон красных клеток скатерти. Нанося акварель за областью груши, я добавлял больше фиолетового пигмента. И, наоборот, по мере приближения к переднему плану я делал красный оттенок светлее.
Шаг 4. Высушить. Сделать фон
Позволив первому слою размывки высохнуть, я приготовил насыщенную смесь из Фталоцианиновой синей (Phthalocyanine Blue) и Краплака красного (Alizarin Crimson). У меня получился плотный оттенок сине-зеленого цвета. На фоне нет каких-либо примечательных элементов, поэтому придется сосредоточиться на тоне и цвете.
Закрасив угол темно-зеленой акварелью, я вмешал немного Фталоцианиновой синей (Phthalocyanine Blue). Теперь зелень приобрела голубоватую нотку. Я старался, чтобы она выглядела живописнее. Я аккуратно подровнял границу скатерти.
Шаг 5. Подмалевок сделан… Пора сохнуть
Для завершения фона я добавил Краплак красный (Alizarin Crimson) к Изумрудной (Phthalocyanine Green), получив глубокий темно-каштановый тон. Я наслоил его в верхнем левом теневом углу.
В процессе работы не позволяйте размывке скапливаться на поверхности маски. Снимайте ее влажной кистью или салфеткой.
Оставьте картину высыхать.
Шаг 6. Снимаем маскирующую жидкость
Удалить высохший маскирующий раствор можно с помощью каучукового ластика. Это небольшие квадратики, упакованные в бумагу. Их делают из крепа, сырого каучука, применяемого в производстве обувных подошв. Это довольно липкий материал.
Слегка проведите ластиком по засохшей маске, двигаясь от края к центру. Я использую короткие движения вниз-вверх или влево-вправо, с небольшим равномерным нажимом.
Под действием каучука маска будет скатываться. Работайте осторожно и удалите все остатки раствора.
Учтите, что с непросохшей бумаги каучук вместе с маской может снять и волокна.
Шаг 7. Создаем видимую глубину
Мне хотелось, чтобы скатерть имела глубину. Для этого я прописал теневые области.
Круглой кистью из куньего ворса №8 я сделал водянистую размывку из Кобальта синего (Cobalt Blue), Фталоцианиновой синей (Phthalocyanine Blue) и Диоксазиновой фиолетовой (Dioxazine Purple), распределив ее по нескольким ванночкам на палитре.
В процессе работы я изменял оттенки теней, превращая холодные насыщенные синие тона в теплые светло-голубые по мере приближения к переднему плану.
Шаг 8. Блики
Когда последние слои размывки высохли, мне захотелось оставить нетронутыми области бликов на груше перед продолжением работы.
Синтетической круглой кистью №6 я покрыл маскирующим раствором зоны отблесков в правой половине груши, и дал им просохнуть.
Шаг 9. Уникальная груша
Начиная прописывать грушу, я методом лессировки распределил Кадмий желтый светлый (Cadmium Yellow Light) и Кадмий желтый средний (Cadmium Yellow Medium) по всей ее поверхности.
С помощью небольшого количества Натуральной умбры (Raw Umber), Изумрудной (Phthalocyanine Green) и Сиены жженой (Burnt Sienna) я сделал грушу объемней. Я покрыл ее поверхность маленькими темными пятнышками, используя кончик круглой куньей кисти №4.
Шаг 10. Завершаем и подчищаем
Когда груша высохла, я продолжил прорисовать тени на ней.
Холодными серыми размывками (из Сиены жженой и Фталоцианиновой синей) я поработал с ее теневой стороной и другими затененными областями.
Чтобы придать скатерти живости, я заполнил крестообразные отметины квадратов простым цветочным орнаментом. Это объединило элементы картины. Круглой кистью №4 из куньего ворса я тщательно украсил скатерть узорами, используя разные оттенки Краплака красного (Alizarin Crimson).
Справившись, я снова просушил картину. После этого я снял последний резерв каучуковым ластиком.
Шаг 11. Законченная картина
Готовый рисунок я подчистил клячкой, стирая следы карандаша с самой картины.
Вашему вниманию представлен рисунок 9 х 9 см, изображающий желтую грушу на клетчатой скатерти, написанный с применением маскирующей жидкости.
Этот урок носит презентационный характер. Прибегая к предварительной планировке, были защищены определенные области картины, работа с которыми велась на более поздних стадиях. Но можно применять маску и более спонтанно по мере надобности.
Чтобы создать эффект многослойности, можете покрывать маскирующим раствором уже закрашенные участки. На успех метода в этом случае будет влиять качество акварели.
Источник: Ссылка