6 важных упражнений по управлению кистью

Сегодня мы разучим 6 классных техник, которые помогут виртуозно управлять кистью в акварельной живописи.

Цветные полоски

цветные полоски акварелью

Это упражнение нужно для оттачивания навыка нанесения краски в виде мазков разных цветов, следующих друг за другом и повторяющих форму первого мазка. Цель – сконцентрироваться на белой полоске, остающейся между ними. Старайтесь не заезжать на предыдущие мазки, сохраняйте незакрашенные полоски.

Смешайте несколько оттенков на вашей палитре для акварели. В основном для этого упражнения я использовал круглую кисть №10 из красного соболя. Такая же кисть №4 понадобилась только для создания более мелких вариаций в промежутках.

Кисть большего размера, которая может вобрать больше краски, позволит делать более длинные мазки.

Наберите полную кисть краски и ведите волнистую линию от края бумаги через всю страницу.

Старайтесь сохранять ширину мазка одинаковой. Если краска закончилась, можете набрать её снова и продолжить с того места, где остановились.

техника акварели цветные полоски

Когда предыдущий мазок ещё не высох, промойте кисть и беритесь за следующий цвет.

Начните проводить следующую линию рядом с предыдущей, двигаясь параллельно ей через весь лист.

Линии не должны соприкасаться. Оставляйте полоску белой бумаги между ними.

акварельная техника цветные полоски

Немного дерзости. Попробуйте максимально приблизиться к предыдущему мазку. Насколько тонкой может стать эта белая полоска?

Повторяйте эти действия до тех пор, пока не заполните весь лист, затем промойте кисть.

Для этого упражнения нужна определённая твёрдость руки, чтобы линии не соприкасались, когда вы ведёте их по бумаге.

Это благоприятная ситуация для разного рода «счастливых случаев», когда спонтанное художественное решение определяет ваш следующий ход с эстетической точки зрения.

Я думаю, у меня получилось примерно на 92%. Неплохо для начала.

Разная толщина

полоски разной толщины акварелью

Художники придают своим работам разнообразие и интересные акценты, изменяя ширину одного и того же мазка. Если вы задействуете только кончик кисти, вы можете получить тонкую линию. Если вы нажмёте на кисть, она расправится, и линия станет толще. Если вы уменьшите нажим, она снова станет тонкой. В данном упражнении этот навык владения кистью сочетается с работой с изгибами из упражнения «Цветные полоски».

Сначала разведите несколько разных красок. Вполне подойдут основные базовые цвета.

Убедитесь, что вы набрали полную кисть краски, но она не капает. Промокните кончик на чистом участке палитры, чтобы на нём осталось нужное количество краски.

Двигаясь от края листа, начните вести тонкую линию кончиком кисти. Затем нажмите на кисть, чтобы линия стала толще.

После этого уменьшите нажим, чтобы линия снова стала тоньше. Продолжайте так же менять ширину линии, ведя кисть к другому краю листа.

техника акварели разная толщина

Промойте кисть и возьмите другой цвет. Начните новую линию рядом с предыдущей.

Можно попробовать увеличивать ширину следующей линии в тех местах, где предыдущая сужалась, но следите за тем, чтобы они не пересекались.

Если кисть высохла, можно набрать ещё краски с палитры и продолжить с того места, где вы остановились.

По мере работы вы заметите, что разные цвета, а также краски разных производителей ложатся на бумагу по-разному.

акварельная техника разная толщина

Это упражнение поможет вам научиться контролировать кисть и мазок, создавая более выразительные линии.

Умение при необходимости инстинктивно изменять толщину мазка и использовать это в нужных местах – очень полезный навык. И, как вы сами увидите, этому можно научиться.

Для этого упражнения я в основном использовал круглую кисть №10 из красного соболя. Такая же кисть №4 была нужна для маленьких мазков, заполняющих пробелы.

Взмах от запястья

техника взмах от запястья

«Взмах от запястья» – занятная техника, с которой очень легко переборщить. И иногда так и происходит – художник не смог изобразить последнюю ветку или травинку так, как ему бы хотелось, поэтому он пробует ещё раз. Вместо того, чтобы портить работу, во всех остальных отношениях вполне достойную, я предлагаю изучить и отработать эту технику, чтобы знать, как её использовать, когда возникнет необходимость. Если во время выполнения упражнения что-то идёт не так, ничего страшного. Просто пробуйте снова и снова, пока не почувствуете, что у вас получается.

Начните с приготовления красок на палитре. Разведите несколько цветов до среднего по насыщенности оттенка.

Для этой техники лучше всего подойдёт круглая кисть из красного соболя или шрифтовая кисть.

Наберите краску и расположите кончик кисти под таким углом, как показано на картинке. Это начальная позиция для «взмаха от запястья».

акварельная техника взмах от запястья

А так выглядит конечная позиция кисти. Движением от запястья «взмахните» кистью вверх и оторвите от бумаги.

Конец мазка должен быть получиться заострённым, как перо. Потренируйтесь несколько раз со всеми цветами, которые у вас есть.

Меняя ширину мазка, можно изобразить траву, ветви деревьев и даже перья. Для того, чтобы сделать некоторые мазки, я упирал ручку кисти в свою левую руку. Попробуйте делать так же – рука становится устойчивее, и вы можете лучше контролировать нюансы вашего движения.

техника акварели взмах от запястья

Продолжайте отрабатывать мазок на бумаге. Не обязательно рисовать такую же картину, но по ходу дела что-то подобное может возникнуть само собой.

Техника «взмаха от запястья» напрашивается для изображения травы, ветвей и перьев, однако она и её разновидности также могут быть полезны, если вы рисуете волосы на портрете или дикую природу.

Разумное использование этой техники может быть очень важным для завершения работы над пейзажем. Однако переборщив с ней, вы рискуете испортить рисунок раньше, чем поймёте, что зашли слишком далеко.

Живописные мазки

живописные мазки акварелью

Когда кисть, полная краски, шлёпает по бумаге, это воодушевляет и пугает одновременно. Свободное обращение с кистью и краской сначала может вызывать некоторый страх, но на самом деле это очень весело. В этой технике мазки повторяют форму кисти. Вообще, любую картину, написанную в расслабленной, свободной манере, можно считать созданной в данной технике.

Разведите на вашей палитре несколько красок, цвета которых хорошо сочетаются.

Для этого упражнения я использовал старую круглую кисть №12 из красного соболя Winsor & Newton серии 7. У неё нет заострённого кончика, но она может набрать много краски и хорошо подходит для этой техники. Круглая кисть №7 из красного соболя понадобилась для более мелких штрихов.

Для начала прижмите ворс кисти к бумаге полностью, а затем аккуратно поднимите. Получился отпечаток кисти, полной краски.

Сделайте ещё несколько коротких мазков-прикосновений в разных частях листа.

акварельная техника живописные мазки

Промойте кисть и возьмите другой цвет.

Поэкспериментируйте с более длинными, вытянутыми мазками. Старайтесь, чтобы они были одинаковой ширины. Сделайте так, чтобы мазки частично пересекались, образовывая некие фигуры.

Попробуйте по-разному группировать мазки на листе.

Промойте кисть и возьмите другой цвет. Продолжайте накладывать такие же мазки под разными углами.

Пусть невысохшие мазки смешиваются друг с другом.

техника акварели живописные мазки

Такой мазок «полной кистью» легко может быть использован в пейзажах, а также в зарисовках движений.

Это – всего лишь один из множества мазков, считающихся «живописными». Что-то подобное можно увидеть на акварелях Фрэнка Уилкокса, Фредерика Чайльда Гассама, Мориса Прендергаста и Эдварда Хоппера.

Вариации живописных стилей можно найти в работах Чарльза Демута, Поля Сезанна, Донга Кингмана, Джорджии О'Кифф, Эндрю Уайета и Джона Сингера Сарджента, а также многих других.

Удар

техника кистью удар

Среди всех подходов, привносящих что-то интересное в процесс нанесения краски на бумагу, этот заставит вашу кисточку съёжиться. Иногда приходится делать с кистью что-то ужасное, чтобы полученная в итоге текстура была прекрасной. Вы научитесь разным способам нанесения и «вбивания» краски, но для этого вам нужно неделикатно раздвинуть, растрепать ворс кисточки. Прижимайте кисть только до основания волосяного пучка, не давайте металлической обойме испортить бумагу.

Сначала разведите краски на палитре. Из-за графической природы этого подхода, возможно, лучше будет использовать старую кисть.

Наберите краску и аккуратно «ударьте» кистью по бумаге. Обратите снимание на веерообразный отпечаток ворса, оставшийся на листе.

Это не жестокий удар, хотя выглядит похоже. Ваша единственная цель – найти новую технику.

Обратите внимание на почти прямой угол между кистью и бумагой.

техника акварели удар

Продолжайте эти «тычки», добавляя к ним поворот – это можно сделать, вращая кисть между пальцами во время рисования.

Экспериментируйте с углом наклона кисти, чтобы найти положение, в котором краска наносится лучше всего.

Старайтесь управлять формой, которую принимает ворс, прикасаясь к бумаге. Подвигайте кистью, чтобы волоски легли так, как нужно.

акварельная техника удар

Попробуйте «замедленный» мазок – опускайте кисть на бумагу так, чтобы основное давление пришлось на кончик. Таким образом на бумагу попадает больше краски, и мазок получается более чётким.

Промойте кисть и возьмите другой цвет (а, возможно, и другую кисть). Продолжайте распластывать и крутить кисточку, создавая узор по всему листу.

Ищите органичные формы и текстуры по мере того, как ваши мазки пересекаются и смешиваются. Это ещё один пример того, что считается живописным мазком.

Техника удара лучше всего работает в сочетании с другими техниками – кроме тех случаев, когда для рисунка вам нужна только текстура.

По окончании упражнения обращайтесь со своей кистью бережно.

Четкие контуры

техника рисования четкие контуры

Это упражнение тренирует ваше умение рисовать, а также навык владения кистью при изображении контуров различных фигур. Рисуйте геометрические фигуры различных размеров и цветов самой большой кистью, которой возможно нарисовать данную фигуру. Вы должны знать, как рисовать фигуры, которые видите перед собой. Поскольку всем известно, как выглядит круг, квадрат, треугольник, прямоугольник или звезда, вы сразу поймёте, получилось ли у вас. Рисование фигур требует использования нескольких техник, которыми можно овладеть просто в результате практики. У меня получилось именно так.

Сначала разведите основные краски, с которыми будете работать.

Для более крупных фигур я использую круглую кисть №8 Grumbacher Watercolor Classic из красного соболя. Для более мелких фигур удобно использовать круглую колонковую кисть №4 Kolinsky серии 1001.

Насколько мне известно, этот приём часто используется художниками, рисующими вывески и плакаты. Он подразумевает способность провести кистью чёткую линию без неровностей.

Обратите внимание на вращательное движение, с помощью которого образуется форма круга.

техника акварели четкие контуры

Обдумайте каждую фигуру, прежде чем начинать рисовать. Каким минимальным количеством мазков можно создать её контур?

Круг? Один или два мазка. Треугольник? Три. Квадрат? Хм, четыре. Ну, вы поняли принцип. Пятиконечные звёзды могут быть нарисованы несколькими способами. Иногда я рисовал отдельно края каждого луча звезды (десять мазков), в некоторых случаях использовал пять мазков разной толщины, а некоторые рисовал единым росчерком – один мазок, пять пересекающихся линий.

Если на вашей кисти слишком много краски, чтобы получился ровный край, промокните её губкой, салфеткой или полотенцем, чтобы убрать излишек краски.

акварельная техника четкие контуры

Пока на вашей кисти краска одного цвета, рисуйте этим цветом различные фигуры по всему листу. Затем промойте кисть, возьмите другой цвет и продолжайте рисовать.

Чтобы получился острый угол, рисуйте его самым кончиком кисти и начинайте мазок от угла.

Чтобы получились округлые фигуры, начинайте делать изогнутый мазок внутри контура фигуры, а затем приведите его в нужную позицию, прежде чем продолжить.

Возьмите кисть поменьше и попробуйте нарисовать маленькие фигурки. Удачи в работе!

Источник: Ссылка

 

Поделиться статьей:
 

ЭТО ТОЖЕ ИНТЕРЕСНО:

Похожие статьи:

Вам не нужно много материалов для начала рисования акварелью:…

Стойкость акварельных пигментов может заставить относиться к ним с…

Как учитель я часто вижу, что мои ученики хотят научиться новым…

Если вы решили взять в руки кисть и начать заниматься акварельной…