Акварельные кисти: узнайте больше о своих принадлежностях!

Из статьи вы узнаете всю информацию об акварельных кистях. Вас ждет подробный обзор видов и форм, а также производителей. Узнайте, как выбрать и хранить акварельные кисти, что они прослужили вам долго.

У каждой кисти - своя история

Традиционно акварельные кисти изготавливались из собольего меха, заимствованного у маленьких ценных зверьков, прославившихся благодаря шубам. Веками художники искали самый лучший материал для своих принадлежностей. И по всеобщей договоренности было определено, что самые качественные кисти получаются из ворса, взятого с кончиков меха самцов сибирского колонка. Этот особенный ворс завоевал популярность благодаря своей способности удерживать большой объем краски, и сохранять упругий, острый, долговечный кончик, который никогда не растрепывается.

Русская меховая промышленность утратила свое звание первоклассного источника норки и соболя в 1980-х, с трудом просуществовав до 2002. Политические факторы и их влияние на экономику привели к упадку некогда процветающей отрасли, сократив количество звероферм с 400 до 40.

Поэтому настоящий качественный сибирский колонок невообразимо дорогой. Импорт и экспорт подчиняются строгому международному законодательству, и тщательно контролируются. Поэтому хороший мех всегда в дефиците. «Менее качественные» собольи кисти изготавливаются из меха с хвостов как самцов, так и самок. Большинство из них прекрасно показывают себя в работе, но не все. Более дешевые модели применяют «смешанный соболий ворс», что может подразумевать применение самого низкосортного меха.

Почти любая кисть из смешанного собольего волоса замечательно подойдет для ремесленничества или покраски лакированных металлических поверхностей. Отправляйтесь на поиски в местный магазин рукоделия или художественных принадлежностей, и тщательно изучайте товар перед покупкой.

В самом низу шкалы находятся кисти из синтетических волокон. Они продолжают совершенствоваться, будучи более практичными, и представляют собой отличный бюджетный вариант для покупки больших круглых и размывочных акварельных кистей с плоской щетиной шириной 1-3 дюйма.

Кисти моп из беличьего ворса и бамбуковые кисти из козьей шерсти для монохромной живописи суми-э, круглые и плоские – все они обеспечивают получение уникальных эффектов линий и мазков, которые невозможно воспроизвести никаким другим способом.

Формы акварельных кисточек, входящих в стандартный художественный арсенал, представлены круглыми, плоскими, моп и риггер.

Как мыть акварельные кисточки?

После завершения работы очень легко забыть о должном уходе за кисточками. Но он необходим в случае использования красок со стойким связующим веществом, например масляных или акриловых. Забыв вымыть кисть после применения, можете с ней попрощаться.

Акварельная краска более лояльна в этом отношении. Однако постепенно отложения пигмента, грязи и связующего вещества будут накапливаться в основании патрона. Из-за этого волосяной пучок начнет понемногу растрепываться, и с течением времени кончик или край кисти перестанут быть пригодными для использования. Теперь перейдем к процедуре мытья кисточек. Она довольно проста.

Возьмите следующее:

  • Грязные, все еще влажные кисти.
  • Кусок мыла: я предпочитаю марку Ivory, но подойдет любой мягкий и органический тип. Вы имеете дело с мехом, поэтому избегайте увлажняющих моющих средств. В настоящее время существует множество специализированных растворов для мытья художественных кистей. Не следует применять мыло с абразивными частичками, к примеру с пемзой.
  • Бумажные или «рабочие» полотенца.

Пошаговая инструкция по мытью акварельной кисти:

  1. Сложите все загрязненные кисти в мойку, и откройте кран с теплой водой.
  2. Подставьте ладонь под воду, и аккуратно трите ворс об руку, пока краска не смоется.
  3. Намочите кусок мыла.
  4. Намыльте ворс влажной кисти, водя по мылу нежными вращательными движениями.
  5. Снова смочите руку, и теми же аккуратными движениями потрите намыленным ворсом об ладонь.
  6. Ополосните кисть, и повторите процедуру, пока пена не станет белой, и ворс не вычистится.
  7. В завершение еще раз сполосните кисть, удаляя остатки мыла.
  8. Деликатно стряхните, выжмите или промокните влагу с волосков полотенцем.
  9. Пальцами придайте мокрому ворсу первоначальную форму, и положите кисточки на горизонтальную плоскую поверхность для высыхания, например на сухое махровое полотенце для рук.

Постукивание кистью по методу Александра-Росса

Постукивая кисточкой о край раковины или палец быстрыми вертикальными движениями, можно легко избавиться от избытка жидкости. Данная техника идеально подходит для широких плоских и больших круглых кистей. Это старый трюк художников и маляров, внедренный в мир масляной живописи с легкой руки Билла Александра и Боба Росса. Я не раз проделывал это со своими акриловыми, масляными (и, конечно же, малярными) кистями. Но от одной только мысли, чтобы я поступил так со своими лучшими акварельными кистями, меня пробирает дрожь.

Новые кисти

Волоски новых акварельных кистей из соболя смазаны раствором гуммиарабика, и собранны в остроконечной форме. Такое покрытие фиксирует конечную форму кисти и защищает ее волоски во время транспортировки и хранения на складе до момента покупки. Чтобы правильно подготовить новую кисть к работе, необходимо опустить ее в контейнер с водой, и слегка поболтыхать ею, пока раствор не размякнет и не смоется. Не сгибайте волоски, пока они все еще твердые. В противном случае вы рискуете сломать их, если использовался крутой раствор. После тщательного споласкивания промокните лишнюю влагу бумажным полотенцем, и верните ворсу изначальную форму. Просушите на плоской поверхности, покрытой полотенцем.

Исключительно для акварели

Рекомендую выделить отдельные кисточки для работы с разными видами краски. Я окончательно и бесповоротно угробил мою лучшую кисть № 12 Winsor and Newton Series 7 в колледже, когда писал ею индийской тушью на лаковой основе, и не промывал ее должным образом. Вскоре после этого я обзавелся своими первыми бамбуковыми кистями.

Акриловые пигменты моментально засыхают, и становятся водонепроницаемыми. Одноразового использования акриловых красок достаточно, чтобы кисть стала непригодной для работы акварелью, если краски начнут засыхать у основания патрона во время работы. Мыть ворс придется интенсивней, поэтому в процессе его легко повредить.

Многие туши включают лаки или стойкие красящие пигменты. Одни из них способны обесцвечивать ворс по аналогии с краской для волос. Большинство тушей на лаковой основе будут быстро накапливаться у патрона, разрушая силуэт волосяного пучка и его кончика.

В состав жидкой маски входит жидкий латексный каучук. Отмыть от нее кисти, не испортив при этом ворс, по меньшей мере, сложно. А если маска и вовсе засохла на кисти, можете смело списывать ее в качестве горького опыта. Перед началом работы с жидкой маской всегда предварительно смачивайте кисть легким мыльным раствором, даже если это синтетическая кисть или специальный инструмент.

Как уже стало понятно, высыхание любого из этих веществ на кисти после использования станет смертным приговором для нее. Я советую применять другие собольи или синтетические модели, предназначенные для туши, акриловой краски или жидкой маски.

Проблемы с контейнером для воды

Не оставляйте кисточки ворсом вниз в банке с водой надолго.

не оставляйте кисточки ворсом вниз в банке с водой надолго

Если кисть будет слишком долго киснуть в таком состоянии, ворс «застынет» в этом положении, вследствие чего кисть будет похожа на хоккейную клюшку. Это может навсегда испортить силуэт кисти и сделать ее непригодной.

Жидкость проникнет в сухое дерево сердцевины рукоятки кисти, и впитается в него. Влажная древесина начнет расширяться, оказывая давление на металлический патрон. В результате он расширится, отойдет от рукоятки, и начнет расшатываться.

Со временем на разболтанном патроне появятся трещины и сколы. Видите обмотанный скотчем крайний слева патрон? Эта кисть распалась на части во время работы. Ее слишком часто замачивали в воде.

испорченные кисти

Моль

Да, это правда. Моль может поесть ваши кисти. На моем веку такое происходило лишь пару раз с кистями, хранящимися на протяжении нескольких месяцев в подвале, в ящике для инструментов. В том же ящике я нашел куколки личинок, а половина ворса моей собольей кисти № 4 (с которой у меня связаны приятные воспоминания) была изжевана. Какой выход? Просто храните кисти в чистом сухом помещении. Если вы не сталкиваетесь с такими проблемами, то нафталиновые шарики вам ни к чему. Но если вы проживаете в местности, кишащей этими мелкими пакостниками, от греха подальше приобретите ящик для хранения кистей из можжевельника.

Обобщенные рекомендации по уходу за кистями

  • Не давайте краске засыхать на кисточках.
  • В перерывах между использованием кисти должны быть чистыми и сухими.
  • Храните высохшие кисти в банках ворсом вверх.
  • Пишите акварельными кистями исключительно акварелью или гуашью.
  • Наносите жидкую маску только кистями из синтетического собольего ворса или специальными приспособлениями.

Формы кистей

Выпускают следующие формы художественных кистей: круглую, плоскую, брайт (плоскую с коротким ворсом), моп, филберт и веерную.

Круглые

круглая кисть

Имеют круглое сечение. Хорошо держат большое количество пигмента, и формируют острый (собольи) или почти острый (синтетические) кончик.

Плоские

плоская кисть

Ими можно набрать много краски, и удобно закрашивать обширные области.

Моп

моп

Такие кисти снабжены роскошным пучком мягкого ворса для распределения большого количества краски по бумаге в свободной манере, и смешивания влажных областей. Лучше всего подходят для смачивания листа и получения размашистых, мягких, динамичных переходов, как при изображении неба.

Филберт

филберт

Лишены заостренного кончика. Идеальны для прорисовки листвы благодаря своим продолговатым плавным краям.

Веерные

веерная кисть

Представляют собой плоские кисти расходящейся клиновидной формы. Используются в масляной и акриловой живописи для смешивания цветов. При работе с акварелью ими удобно снимать краску линейными мазками.

Риггеры

риггер

Примечательны большой длиной ворса с острым кончиком. Могут удерживать много краски. Применяются при прорисовке деталей и создании экспрессивных линейных работ. Изначально эта кисть была разработана для изображения снастей на кораблях в морской живописи.

Споттеры

споттер

Короткие заостренные кисти. Предназначаясь первоначально для ретуширования фотографий, они незаменимы для прописывания деталей и создания миниатюр.

Виды ворса

Соболь

соболь

Лучший колонковый ворс берется с хвоста сибирского соболя из семейства норковых. Соболий волос позволяет четко контролировать мазки благодаря своей высокой впитывающей способности и пружинистости (возможности принимать первоначальную остроконечную форму). Самые высококачественные кисти изготавливаются вручную из кончиков шерсти с хвоста сибирского колонка. Они отличаются исключительной упругостью и долговечностью, и могут быть довольно дорогостоящими. При должном уходе, мытье и хранении покупка кистей высшей пробы окажется выгодной долгосрочной инвестицией.

Беличий ворс

белка

Этот тонкий, мелкий ворс был приоритетным материалом для изготовления кистей знаменитых художников. Благодаря своей тонкости он может удерживать больше жидкости по сравнению с прочими видами. Беличьим волоскам недостает пружинистости и упругости собольих, но из них получаются замечательные размывочные, кисти моп, а также лайнеры и риггеры.

Бычий ворс

бычий ворс

Волос из бычьего уха хорошо набирает пигмент. Он толще и боле упругий, чем беличий. Но в отличие от собольих, эти кисти не такие пружинистые и остроконечные.

Козий ворс

коза

Широко применяется в кистях для макияжа в силу своей мягкости и прочности. Из него также делают большие размывочные кисти.

Сабелин

бык

Другой термин для определения крашеного, более тонкого бычьего ворса.

Верблюжий ворс

верблюд

Это общий термин, используемый производителями бюджетных кистей из мягкого недорогого лошадиного, козьего или ворса пони. Обычно такие кисти можно найти в детских наборах акварельных красок, но модели более правильной формы сгодятся на крайний случай и более опытным художникам. Верблюжьи кисти моп помогут быстро нанести на бумагу большое количество жидкости, но их волоски, как правило, не восстанавливают свой первоначальный силуэт. При наложении размашистого мазка через весь лист по мере высыхания кисти ворс обычно «застывает» под углом 45 градусов к патрону.

Щетина

щетина

Щетина - грубый, жесткий белый ворс, традиционно применяемый в масляной живописи - изготавливается из свиной шерсти. Она характеризуется высокой упругостью, но ей недостает остроты кончика. Применяйте ее для снятия краски в акварельной живописи, а также для получения текстуры. Золтан Сзэбо (Zoltan Szabo) разработал такой неповторимый стиль живописи срезанной под тупым углом щетиной, что теперь он занимается продажей кистей и палитр собственного уникального дизайна.

Барсучий и хорьковый ворс

барсук

Изначально применяемые художниками для работы по маслу, эти гладкие виды ворса тоньше щетины и прочнее собольего волоса. Как правило, они упруги, и способны сохранять остроту края или кончика. Хорьковый ворс средней жесткости берут у хорьков или мангустов. Барсучий волос жестче и пружинистее. Применяется для смешивания цветов в масляной живописи. Кисти квил именитых художников часто изготавливаются именно из этого типа волоса.

Синтетические

синтетические кисти

Синтетические нейлоновые и таклоновые кисти незаменимы для акриловой живописи в силу своей уникальной чувствительности, бюджетности и долговечности. Золотисто-желтые или белые волоски сохраняют острый кончик, будучи более гибкими по сравнению со щетиной. Более тонкие и мягкие синтетические кисти «собольего» разряда подойдут в роли экономичных акварельных кистей. Однако по качеству и универсальности синтетика не сравнится с колонком. Вам придется чередовать техники работы при использовании синтетических и собольих кистей в рамках одной картины. Например, я применяю кисть Winsor & Newton № 2 University bright для снятия и высветления деталей рисунка и полторадюймовую кисть Winsor and Newton series 965 (смесь нейлоновых и натуральных волокон) для нанесения больших размывок. С жидкой маской я работаю дешевыми кистями, например круглой Liquitex Series 690 Basic Round, которую я нашел на сайте Office Max.

Источник: Ссылка

 

Поделиться статьей:
 

Добавить комментарий

Ограниченный HTML

  • Допустимые HTML-теги: <a href hreflang> <em> <strong> <cite> <blockquote cite> <code> <ul type> <ol start type> <li> <dl> <dt> <dd> <h2 id> <h3 id> <h4 id> <h5 id> <h6 id>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.

Похожие статьи:

Художник никогда не должен винить инвентарь. Но рано или поздно…

Художественные кисти бывают из твердого и мягкого ворса, который…

Сегодня с большим удовольствием я представляю вам работу Джин…

Стойкость акварельных пигментов может заставить относиться к ним с…

Загрузка...