Что означают показатели в акварельных тестах на Handprint

На этой странице я опишу две вещи: числовые или расчетные значения атрибутов пигментов, перечисленных в руководстве по акварельным пигментам, и то, как они получаются.

Атрибуты краски представлены в таком виде – числовых показателей или измеренных значений цвета, поскольку числа удобно упорядочивать в форме таблиц.

Объяснить числа как показатели несложно: наименование показателя (например, "прозрачность" или "окрашивание") описывает измеряемый атрибут, а число отражает величину этого атрибута в краске. Чистый атрибут всегда получает оценку 4, а его отсутствие или противоположный атрибут получают оценку 0. (Среднее значение – это 2.)

Таким образом, если краска имеет значение 4 по показателю "прозрачность", то она совершенно прозрачная; если ее значение – 0, то она полностью непрозрачная, то есть кроющая. Если краска оценена на 3 по "окрашиванию", то она окрашивает в значительной степени, но не максимально сильно, а если ее оценка – 1, то она близка к тому, что совсем не оставляет пятен, но все же немного окрашивает.

Единственные исключения – это показатели для диапазона яркости, угла тона и смены тона, полученные из спектрофотометрических измерений цветового вида, как объяснено ниже.

Для большей ясности комментарии под каждым пигментом в руководстве по акварельным пигментам в первую очередь резюмируют средний показатель для этого пигмента среди всех протестированных акварельных брендов. Поэтому комментарий для пиррольного красного (pyrrole red PR254) начинается так: "Пиррольный красный (pyrrole red) PR254 очень светостойкий, полукроющий, сильно окрашивающий, темный, интенсивный средний красный пигмент".

Все показатели основаны на образцах краски, подготовленных точно таким же образом, как описано здесь, и проиллюстрировано ниже.

 

Что означают показатели

  • Пр - transparency (прозрачность)
  • Кр - staining (окрашивание)
  • Дя - value range (диапазон яркости)
  • Гр - granulation (грануляция)
  • Цв - blossoming (цветение)
  • Дф - diffusion (диффузия)
  • Ут - hue angle (угол тона)
  • Ст - hue shift (смена тона)
  • Сс - lightfastness (светостойкость)

Пр – ПРОЗРАЧНОСТЬ

Прозрачность находилась следующим образом: на акварельной бумаге рисовались 2 близко расположенные черные линии с помощью нестираемого маркера Sharpie™ с широким наконечником, поверх линий наносился мазок краски, разбавленной водой в концентрации приблизительно 1:3, и после того, как образец окончательно высох, через него проводилась третья линия. Показатель демонстрирует разницу в черноте или темноте между линиями под краской и линией поверх нее. Низкая прозрачность (высокая укрывистость) часто указывает на "осадочность" или густой состав, но имейте в виду, что все краски можно сделать более прозрачными путем разбавления их водой. Мои показатели консервативны; многие художники посчитают краски, оцененные мною на 3, достаточно прозрачными для превосходной лессировки.

Заметьте, что "прозрачность" так, как она определена среди художников-акварелистов, на самом деле называется укрывистостью профессионалами лакокрасочной промышленности: прозрачность измеряется тем, как много цвета полностью исчезает после нанесения краски на совершенно черную поверхность. Это тест, раскрывающий количество бесцветного ("прозрачного") лакообразующего субстрата или белил в краске.

  • 4 = прозрачная: нет видимого сокрытия
  • 3 = полупрозрачная: незначительное сокрытие в основном тоне
  • 2 = полукроющая: умеренное, но очевидное сокрытие в основном тоне
  • 1 = кроющая: значительное сокрытие
  • 0 = очень кроющая: обширное или полное сокрытие

Кр – ОКРАШИВАНИЕ

Окрашивание измерялось так: наносился мазок краски, разбавленной водой приблизительно в концентрации 1:3, ей позволялось полностью высохнуть, затем она твердо протиралась пять раз влажной ватной палочкой и насухо промакивалась. Показатель отмечает количество краски, оставшейся на бумаге, или степень ее обесцвечивания.

Стоит принять во внимание, что многие акварельные учебные пособия приравнивают окрашивание к красящей способности или преобладанию пигмента в смесях красок, что неточно. Еще часто говорят: окрашивание – это атрибут пигмента или краски, и это тоже неправильно. По сути, оно случается по многим причинам. Окрашивание красок обычно вызвано более мелкими размерами частиц пигмента и/или более высоким электростатическим притяжением между пигментом и волокнами бумаги (атрибуты пигмента); более высокой долей диспергатора или увлажнителя в составе, распространяющих частицы пигмента глубже в волокна бумаги (атрибут связующего вещества краски); неклееной или слабоклееной бумагой, бумагой с более грубой поверхностной обработкой и бумагой, изготовленной из недостаточно размоченной бумажной массы (атрибуты бумаги). Окрашивание желательно для красок, которые будут использованы в качестве закрашиваемой фоновой заливки, так как цвет не снимется, если его повторно увлажнить, соскаблить или промокнуть. Однако любая окрашивающая краска может повторно раствориться при смачивании, окрашивая новые слои другой краски: это обычно показывается значением цветения.

  • 4 = сильно окрашивающая: сильное и несмываемое окрашивание бумаги
  • 3 = окрашивающая: значительное, трудно убираемое окрашивание
  • 2 = умеренно окрашивающая: значительное окрашивание бумаги
  • 1 = слабо окрашивающая: легкое изменение цвета бумаги
  • 0 = неокрашивающая: никаких пятен, снимается полностью

Дя – ДИАПАЗОН ЯРКОСТИ

Диапазон яркости (светлота или темнота) акварельной краски, нанесенной в полную силу на белой акварельной бумаге, считался по такому принципу: сначала замерялась светлота в единицах измерения шкалы CIECAM J с помощью спектрофотометра GretagMacbeth Spectrolino™, а после она вычиталась из 97 (светлота белой акварельной бумаги): ДЯ = 97 – J. Например, у кадмия желтого (cadmium yellow) значение светлоты (J) равно 87, следовательно, его диапазон яркости (ДЯ) равен 97 – 87 = 10. (Чтобы перевести из ДЯ в J, нужно вычесть ДЯ из 97: J = 97 – ДЯ.)

ДЯ это больше мера темноты, чем светлоты: значение ДЯ может колебаться от такой низкой величины, как 0 (для красок белила титановые – titanium white), до такой высокой величины, как 78 (самая темная угольно-черная (carbon black) акварель). Это означает, что диапазон яркости, созданный с помощью белил титановых (titanium white) на белой бумаге, очень мал (ДЯ = 0), а вот диапазон яркости, созданный с помощью черной краски на белой бумаге, очень высок (ДЯ = 78). (Для справки, значения светлоты, соответствующие каждой категории диапазона яркости, предоставлены справа.)

Я использую диапазон яркости по двум причинам: он дает воспринимаемую нулевую точку для оценки относительной светлоты (краска с ДЯ = 60 представляется вдвойне более темной, чем с ДЯ = 30), и в то же время он сохраняет метрику шкалы CIECAM J. Диапазон яркости полезен для выработки преобразования цветовой гаммы картины: фактическая светлота "черного" стандарта существенно меняется на самых темных материалах в различных средах (жидкостях), в то время как "белый" стандарт одинаков для всех материалов, делая его лучшим якорем для сравнения светлоты и определения среднего серого.

диапазон значений по шкале яркости
Диапазон яркости относительно шкал светлоты

Диапазон яркости, красящая способность и разбавление краски определяют ее преобладание в смеси с другими красками: темные, сильно окрашивающие и слабо разбавленные краски имеют наибольший эффект в смесях.

Категории диапазона яркости:

  • 1-7 = почти белая
  • 8-17 = очень светлая
  • 18-27 = светлая
  • 28-37 = умеренно светлая
  • 38-47 = средней яркости
  • 48-57 = умеренно темная
  • 58-67 = темная
  • 68-77 = очень темная
  • > 78 = почти черная

Соответствуют категориям светлоты:

  • 90-96 = почти белая
  • 80-89 = очень светлая
  • 70-79 = светлая
  • 60-69 = умеренно светлая
  • 50-59 = средней яркости
  • 40-49 = умеренно темная
  • 30-39 = темная
  • 20-29 = очень темная
  • < 20 = почти черная

Гр – ГРАНУЛЯЦИЯ

Грануляция определялась как видимая или осязаемая зернистость, комковатость или текстура краски, нанесенной в разбавленной концентрации в качестве заливки. Этот показатель включает в себя грануляцию и флокуляцию, видимое комкование текстуры пигмента в крошечные хлопья или крупинки (например, в ультрамарине синем – ultramarine blue).

  • 4 = зернистая: крупная грануляция
  • 3 = умеренно текстурная: явная грануляция или флокуляция
  • 2 = слегка текстурная: слабо различимая грануляция или флокуляция
  • 1 = порошковая: микроскопические частицы текстуры
  • 0 = жидкая: нет текстуры при любом нанесении

Цв – ЦВЕТЕНИЕ

Цветение оценивалось как степень передвижения пигмента в нанесенном одиночном умеренно разбавленном слое краски, которому сначала позволили высохнуть до неотражающего состояния, а затем повторно увлажнили чистой водой. (Художники-акварелисты еще называют цветение обратной размывкой, набрызгом или "цветной капустой".) Цветущая краска повторно растворится добавленной водой, и частицы пигмента начнут передвигаться из-за капиллярного движения воды при ее испарении. Показатель отмечает, как сильно краску можно скорректировать после ее нанесения, или как много краски повторно растворится при нанесении сверху слоя другой краски. (Склонность краски к цветению отделена от того, как сильно она диффундирует, распространяется по бумаге, при нанесении сырым по сырому.)

  • 4 = сильное цветение: обширное изменение цвета и движение пигмента
  • 3 = умеренное цветение: некоторое изменение цвета и движение пигмента
  • 2 = легкое цветение: слабое изменение цвета
  • 1 = пограничная: едва видимое мокрое пятно
  • 0 = нет цветения: нет видимых изменений

Дф – ДИФФУЗИЯ

Диффузия находилась как величина перемещения краски за пределы мазка кисти, нанесенного на предварительно смоченную область акварельной бумаги (сырым по сырому). Большее значение диффузии вызвано меньшим размером частиц пигмента, их более низким удельным весом (весом в воде), а также увеличенной плотностью состава и сгущением связующего вещества. Очень маленькие, легкие частицы пигмента будут распространяться медленно через осмотическую дисперсию в воде. К ним относятся: угольно-черный (carbon black), берлинская лазурь (iron blue) и фталоцианиновые (phthalocyanines) (смотрите таблицу размеров частиц пигмента). Быстрая, стремительная диффузия в рыхлых или мелкодисперсных пигментах, таких как кадмий (cadmiums), оксид хрома (chromium oxide), ультрамарин синий (ultramarine blue) или оксиды железа (iron oxides) ("земляные" пигменты), вызвана мылообразными диспергатором или смачивающим веществом (например, бычьей желчью), использующихся для предотвращения комкования пигмента при хранении или для уменьшения времени измельчения во время производства.

  • 4 = очень активная: диффузия размером около 2,5 см или больше
  • 3 = активная: диффузия вплоть до 1,9 см
  • 2 = слегка активная: диффузия вплоть до 1,3 см
  • 1 = медленная: диффузия вплоть до 0,6 см
  • 0 = инертная: незначительное перемещение

УТ – УГОЛ ТОНА

Это тон основного тона краски, выраженный как угол тона в градусах против часовой стрелки вокруг плоскости CIELAB a*b*. Замеры были проведены с помощью спектрофотометра GretagMacbeth Spectrolino™ и преобразованы в единицы измерения CIELAB программным обеспечением GretagMacbeth. (Для проверки величины были сведены в таблицу Excel как трехцветные значения CIE XYZ и преобразованы в углы тона CIELAB, используя стандартные формулы CIELAB L*a*b* с источником света D65.)

После калибровки Spectrolino к белому стандарту производителя (по чистому белому керамическому осколку) было сделано два измерения образца каждой краски; если они отличались более чем на 5 единиц по любой из координатных осей, a* или b*, то бралось третье измерение, и среднее из этих трех использовалось как результат. Я измерял основной тон (в полную силу) цвета, а не полутон (разбавленный), поскольку основной тон обычно ближе к оптимальному разбавлению краски (у него самая высокая хроматичность).

Через несколько лет после того, как я сделал эти измерения, МКО опубликовал модель цветового вида CIECAM. Используя изначальные замеры XYZ и стандартные величины для освещения и отображения, я вычислил средние значения цвета пигмента для плоскости CIECAM aCbC и включил эти значения J, a, b в примечания под записью каждого пигмента. Кроме того, я использовал средние значения модели цветового вида CIECAM в своем цветовом круге художников. CIECAM, как правило, является более точным представлением атрибутов воспринимаемого цвета и дополнительных родственных тонов, чем CIELAB. Значения угла тона CIELAB сохранены в руководстве по пигментам, потому что они адекватно показывают отличие тонов в разных красках и пигментах, что и является их целью.

Описанные категории тонов, используемые на этом сайте, следуют простой системе, представленной Мозесом Харрисом в 1766 году, но с тремя изменениями: (1) включение категории тона оранжевый, (2) добавление темно-красного (темный спектральный красный) между красным и фиолетово-красным, и (3) добавление категорий тонов для "земляных" (оксид железа) пигментов и синтетических органических пигментов, напоминающих их. Эти добавленные категории отражают значительную разборчивость восприятия, обычно касающуюся "теплых" цветов, и отвечают на очень большую долю пигментов, найденных в желтых, оранжевых и красных диапазонах тонов.

Эти категории тонов основаны на среднем угле тона CIECAM для всех красок в каждой категории, перечисленной в руководстве по акварельным пигментам. Диаграмма ниже, схема палитры, резюмирует относительное размещение этих категорий тонов по кругу тонов CIECAM.

цвета

Кликните по диаграмме (ссылка на оригинал статьи внизу), чтобы увидеть ключ к схеме палитры. Кликните на иконке любого цвета в ключе, чтобы просмотреть полный список пигментов, доступных в акварельных красках в этой цветовой категории.

В руководстве по акварельным пигментам угол тона для индивидуальных красок указан в градусах плоскости CIELAB a*b*, где угол тона увеличивается в направлении против часовой стрелки от 0° (пурпурный, расположенный на правой горизонтальной оси) через 90° (бледно-желтый) к 180° (сине-зеленый) и 270° (синий).

Текстовое описание каждого акварельного пигмента заимствует категории тонов, используемые в полной палитре, основанной на среднем угле тона CIECAM для всех красок, содержащих этот пигмент. Это сделано, чтобы описание пигмента соответствовало его расположению на цветовом круге художников и на плоскости CIECAM aCbC.

СТ – СМЕНА ТОНА

Смена тона краски от основного тона до полутона (от полной силы до оттенка) определялась как угол тона полутона минус угол тона основного тона. (Измерение углов тона описано выше.) Положительная СТ означает, что тон краски движется против часовой стрелки на плоскости CIELAB a*b* (от красного до желтого, до зеленого, до синего); отрицательная СТ значит, что тон движется по часовой стрелке. Перейдите на страницу цвет в мире за объяснением, почему происходит смена тона. Однопигментная краска предоставляет один и тот же тон среди широкого диапазона смесей краски с водой. Двухпигментная же краска будет меняться, например, от оранжево-желтой в основном тоне до бледно-желтой в полутоне.

Смена указана в градусах плоскости CIELAB a*b* как угол тона оттенка минус угол тона основного тона.

Замечание: На стандартном цветовом круге художников (с желтым на вершине и красным слева) "+" означает смену по часовой стрелке (от красного к желтому, к зеленому, к синему), а "–" указывает на смену против часовой стрелки (от красного к синему, к зеленому, к желтому).

Сс – СВЕТОСТОЙКОСТЬ

Светостойкость – это мера выцветания, потемнения или изменения цвета пигмента (краски) из-за его каждодневного незащищенного подвергания воздействию света высокой интенсивности. Она используется для оценивания степени выцветания, показанной пигментом под ежедневным воздействием света при обычных условиях выставления: в рамке под стеклянным или пластиковым акриловым листом, подальше от прямых солнечных лучей и от прямого комнатного галогенового или флуоресцентного света, а также при воздействии света не более 12 часов в день.

Текущие показатели в моем руководстве по акварельным пигментам основаны на тестах светостойкости, проведенных с июня по ноябрь 2004 года, где использовалась шкала BWS для измерения освещенности. Тесты проводились недалеко от Севастополя, штат Калифорния (широта 38.4°N) в частном доме, расположенном на южной стороне холма примерно в 12 километрах от побережья Тихого океана. Вплоть до 36 образцов краски, каждая разведена в градации от полной силы до оттенка, было нанесено в тесный массив на отдельных листах 30x40 см акварельной бумаги Arches; суммарно на 21 листе – больше 750 образцов. Через область каждого образца, где краска была нанесена в полную силу, нестираемым маркером (Sharpie™) были нарисованы параллельные черные линии для оценки изменения корпусности (укрывистости) краски. Листы были скреплены друг с другом на двух 122x122 см кусках двухсантиметровой хвойной фанеры под прикрытием прозрачных пластиковых листов Acrylite OP-4 (пропускающих ультрафиолет) толщиной 0,3 см. Полоски алюминиевой металлической ленты были прикреплены к нижней стороне (стороне образцов) листов покрытия для сокрытия половины каждого образца и двух карточек шкалы BWS. А сами листы были соединены с панелями болтами на регулярных промежутках по всей высоте и ширине, чтобы гарантировать тесный контакт между тестовыми бумагами и металлической лентой. Демонстрация образцов была установлена снаружи в общей сложности 820 часов на площадке с южной стороны дома и под перпендикулярным углом к солнечным лучам, она выносилась каждый день в ясную или переменно-облачную погоду до 10 часов утра и заносилась внутрь к 6 часам вечера. Демонстрация держалась внутри в дождливые, пасмурные или туманные дни. Для записи ежедневной погодной информации и вычисления суммарной освещенности солнцем использовалась таблица; в течение всех дней (включая дождливые дни) средняя освещенность солнцем была 6,5 часов в день при средней максимальной температуре 28 °C и средней максимальной температурой точки росы 11 °C. Образцы осматривались ежедневно в первую неделю воздействия, каждые два дня во вторую неделю, каждую неделю на протяжении шести недель воздействия и раз в две недели впоследствии: 3 по шкале BWS было достигнуто после 40 часов, 4 – после 80 часов, 6 – после 320 часов, и 7 – после 750 часов под прямым солнечным светом. Образцы оценивались визуально под комнатным освещением и через узкие прорези в серой карте 8x13 см, как определено в стандарте ASTM D5398. Эти результаты заменяют мои результаты теста 1998 года, в которых использовалась шкала краплака красного (alizarin crimson), и мои результаты усреднялись с теми, что озвучивались в отчетах ASTM, документах производителей красок и других опубликованных материалах. (За комментариями по результатам конкретного пигмента обратитесь на страницу тесты светостойкости 2004 года.)

Светостойкость описывается как уровень по шкале BWS, на котором происходит значительное изменение цвета в оттеночном (разбавленном) или в полном (концентрированном) образце краски. Самый основной эффект длительного воздействия света – это осветление тонального значения и/или выцветание (падение насыщенности) цвета, но некоторые краски вместо этого темнеют, кроются или изменяют цвет (смена тона). Характерный тип изменения указан в замечаниях к каждому пигменту.

В заключение: всегда относитесь к показателю светостойкости только как к совету. Некоторые пигменты показывают очень непостоянную светостойкость, кроме того производители краски и компании по поставке художественных инструментов постоянно меняют свои продукты, не всегда к лучшему. Ваша единственная гарантия – делать свои собственные тесты светостойкости и с осторожностью относиться к любому пигменту с непостоянными показателями среди производителей красок (такому как берлинская лазурь (iron blue) PB27 или диоксазин фиолетовый (dioxazine violet) PV23) или к любой краске с показателем 6 или ниже по использованному здесь стандарту BWS. Для большей информации посетите страницы: тесты светостойкости, светостойкость с крупинками соли и комментарии в палитре картин.

Процесс тестов светостойкости 2004 года

Подходит для художественного использования:
8 = очень светостойкая: останется в неизменном виде на 200+ лет
7 = светостойкая: останется в неизменном виде на протяжении 100-200 лет
6 = минимально светостойкая: может измениться через 50-100 лет

Не подходит для художественного использования:
4-5 = временная: изменится через 15-50 лет
2-3 = мимолетная: обесцветится через 2-15 лет
1 = очень мимолетная: обесцветится меньше чем за 2 года

Два светостойких показателя даны для каждой краски, они разделены запятой:
- первое число для светостойкости в сильно разбавленном образце (оттенке),
- второе число для светостойкости в слегка разбавленном образце (основном тоне).

Образец:
Сс(оттенок),Сс(полный)

Посмотрите в этой таблице, как уровни по шкале BWS разделены на категории светостойкости ASTM.

ХРОМАТИЧНОСТЬ

Хроматичность единичной краски не представляется в числовых показателях, так как визуальное воздействие одной и той же хроматичности отличается между разными тонами и яркостями, а еще потому что этот показатель наиболее чувствителен к конкретному способу нанесения краски, и поэтому он наименее надежный атрибут для измерения. Тем не менее хроматичность основного тона образцов была замерена с помощью спектрофотометра GretagMacbeth Spectrolino (как описано выше), а результаты хроматичности CIECAM из этих измерений, усредненные среди всех протестированных на пигмент красок, указаны в виде средней величины в текстовом описании пигмента.

Отмеченные категории хроматичности, перечисленные справа, дают общее толкование ее средних числовых значений; категория "сверхнасыщенная" главным образом описывает флуоресцентные краски и теоретические (нематериальные) оптимальные цвета. Например, у любого пигмента, описанного как "очень интенсивный", среднее значение JCh между 81 и 95; у "интенсивного" пигмента – между 67 и 80; у "очень тусклого" – между 13 и 25 и т.д.

При использовании более субъективного метода зрительного осмотра для описания цветов больше подходит уменьшенный набор из пяти категорий хроматичности. Удобные термины – это серый, очень тусклый, тусклый, интенсивный и очень интенсивный, где границей между интенсивным и тусклым считается цвет, находящийся приблизительно на полпути между чистым серым и наиболее насыщенным цветом, возможным с этим пигментом. Пример ниже предлагает градацию интенсивности хроматичности, описанной восемью (спектрофотометрическими) и пятью (зрительными) категориями для разных тонов, ограниченных одной и той же светлотой (J = 55).

тесты светостойкости

Проиллюстрированные категории хроматичности красного, желтого, зеленого, синего и фиолетового
Все тона показаны при средней яркости (J = 55)

Несколько комментариев о хроматичности как об атрибуте, зависящем от восприятия, могут помочь объяснить эти категории. (Перейдите на эту страницу за детальным обсуждением хроматичности и насыщенности.)

Как показывает схема, категории предоставляют примерно равные воспринимаемые отличия в хроматичности среди всех тонов, но ее максимально возможное значение разное у каждого тона. Поэтому желтый средней яркости никогда не будет выше тусклого, и, в сущности, это происходит из-за того, что так устроено наше цветоощущение (интенсивный желтый появляется только при высокой светлоте).

Более высокая хроматичность возможна в зеленом, синем и фиолетовом, но максимальная хроматичность, которую можно отобразить в цифровом изображении (и в акварели), намного ниже воспринимаемого предела, определенного оптимальным цветом того же тона и светлоты. В основном оранжевый и красный достигают самой высокой хроматичности на фотографических, печатанных и цифровых носителях, а также желтый – на печатных носителях, потому что химия может производить "теплый обрыв" кривой отражательной способности пигмента, который почти совпадает с оптимальным цветом того же тона и светлоты.

Краски теряют хроматичность (и насыщенность) при их разбавлении до оттенков, хотя есть и исключения среди очень темных красок и некоторых красок теплой части цветового круга.

  • 95 = сверхнасыщенная
  • 81-94 = очень интенсивная
  • 67-80 = интенсивная
  • 53-66 = умеренно интенсивная
  • 39-52 = умеренно тусклая
  • 26-38 = тусклая
  • 13-25 = очень тусклая
  • 6-12 = почти нейтральная
  • 0-5 = нейтральная

ИЗМЕНЕНИЕ ПРИ ВЫСЫХАНИИ

Водорастворимые краски (акварельные и акриловые) меняют цветовой вид по мере высыхания. Замеры проводились в единицах измерения цветового пространства CIELAB при помощи спектрофотометра GretagMacbeth над 2 см образцами краски на акварельной мелкозернистой бумаге Arches. Первое измерение делалось, пока образец был еще влажным (около 30-60 секунд после нанесения), а второе – после 4 и более часов с момента высыхания краски. Эта процедура была проделана с двумя отдельными образцами, и результаты усреднялись для уменьшения ошибок. Изменения для 75 часто используемых акварельных пигментов и готовых смесей описаны в этой таблице, их можно классифицировать как изменение в совокупном цвете и изменение только в светлоте (яркости), хроматичности или угле тона. Результаты указаны в заметках к отдельным пигментам как процентное изменение в светлоте или хроматичности цвета с использованием пяти пометок справа.

Эти данные показывают, что потеря хроматичности (насыщенности) – это неизменно основное изменение в цветовом виде, и многие цвета на самом деле темнеют при высыхании: часто повторяемое утверждение "акварель светлеет при высыхании" ошибочно.

Данные по изменению при высыхании резюмированы в этой таблице.

  • 0-14% = очень маленькое изменение
  • 15%-19% = маленькое изменение
  • 20%-29% = среднее изменение
  • 30%-39% = большое изменение
  • 40%+ = очень большое изменение

Проиллюстрированные образцы краски

Я прикрепил здесь четыре тестовых образца (для земляных цветов Daniel Smith и Winsor & Newton), чтобы проиллюстрировать основной подход и конкретные примеры того, как тестовые образцы были интерпретированы для получения показателей.

тест красок
  • Прозрачность. Сиена натуральная (raw sienna) Daniel Smith показывает явное сокрытие двух черных линий, нарисованных нестираемым маркером на акварельной бумаге. Это очевидно в сравнении с третьей линией ниже, проведенной поверх образца после его высыхания. Для сравнения: для умбры натуральной (raw umber) Winsor & Newton нет видимого сокрытия линий на бумаге (нет разницы в светлоте между этими линиями и линией, нарисованной поверх образца). Показатели прозрачности: DS сиена натуральная (raw sienna) = 2 (полукроющая), DS умбра натуральная (raw umber) = 3 (полупрозрачная), W&N умбра натуральная (raw umber) = 4 (прозрачная), W&N умбра жженая (burnt umber) = 3 (полупрозрачная).
  • Окрашивание. Все пигменты явно окрашивают бумагу, но разнятся в том, как много пигмента можно снять влажной ватной палочкой. Умбра жженая Winsor & Newton имеет самый высокий показатель, но она не настолько окрашивающая, как самые сильно окрашивающие краски. Сиена натуральная и W&N умбра натуральная обе по большей части снялись. Показатели окрашивания: DS сиена натуральная = 1 (слабо окрашивающая), DS умбра натуральная = 3 (окрашивающая), W&N умбра натуральная = 1, W&N умбра жженая = 3.
  • Диапазон яркости. Атрибуты цвета тестовых образцов были измерены с помощью спектрофотометра GretagMacbeth и их компьютерной программы цветового анализа. Величина CIELAB L* (светлота) была замерена в зоне основного тона прямо под черными линиями теста на прозрачность, так как это максимальная концентрация краски, обычно используемая в большинстве картин. Затем это значение светлоты было вычтено из 97 (светлота белой бумаги) для получения диапазона яркости. Показатели диапазона яркости: DS сиена натуральная = 37 (умеренно светлая), DS умбра натуральная = 66 (темная), W&N умбра натуральная = 36 (умеренно светлая), W&N умбра жженая = 57 (умеренно темная).
  • Грануляция. Осмотр "разбавленной" части образца, теста на диффузию под ним и текстуры на кисти указывает, что у этих пигментов жидкая или порошковая текстура. Однако Winsor & Newton демонстрирует немного более грубую текстуру, заметную как диагональное потемнение в верхней части образца, вызванное разницей между крупными и мелкими пигментами. Показатели грануляции: DS сиена натуральная = 1 (порошковая), DS умбра натуральная = 1, W&N умбра натуральная = 2 (слегка текстурная), W&N умбра жженая = 1.
  • Цветение. Цветение показывается в количестве крапинок, передвижения или смены цвета частично высохшего тестового образца при добавлении чистой воды (в нижней части каждого образца). В основном это тест осмотического движения частиц пигмента, растворимости связующего вещества после его высыхания и легкости, с которой краску можно регулировать в заливке. Показатели цветения: DS сиена натуральная = 3 (умеренное цветение), DS умбра натуральная = 2 (легкое цветение), W&N умбра натуральная = 3, W&N умбра жженая = 1 (едва видимое мокрое пятно).
  • Диффузия. Величина перемещения краски в пятне чистой воды (нанесена горизонтально в самом низу тестового образца). Измеряется как горизонтальное расстояние, пройденное пигментом слева направо. Большинство земляных пигментов относительно инертно при использовании сырого по сырому. Показатели диффузии: DS сиена натуральная = 2 (слегка активная), DS умбра натуральная = 1 (медленная), W&N умбра натуральная = 1, W&N умбра жженая = 1.
  • Угол тона и смена тона. Атрибуты цвета тестовых образцов были измерены с помощью спектрофотометра GretagMacbeth и их компьютерной программы цветового анализа. Замеры считывались с разбавленной заливки в нижней части и с зоны основного тона сразу под черными линиями теста на прозрачность; разница между этими двумя тонами, в единицах цветового угла a*b, это мера смены тона. Я описываю считанные значения основного тона (не полутона) как угол тона и диапазон яркости пигмента, так как основной тон ближе к типичной концентрации краски в настоящих картинах. Показатели смены тона: DS сиена натуральная = +13, DS умбра натуральная = +6, W&N умбра натуральная = +5, W&N умбра жженая = +10.
  • Светостойкость. Каждый производитель оценивает свои краски на 4 (очень светостойкая), и эта оценка согласуется с показателями, данными им публикациями третьей стороны, ASTM, и единодушными свидетельствами художественных пособий и источников пигментной промышленности. Несмотря на это, я провел свои собственные тесты светостойкости (в 1999 и 2004 годах) для всех однопигментных красок и многих готовых смесей из каждого бренда. Краски Daniel Smith однопигментного состава; Winsor & Newton – смеси двух или трех оксидов железа. Показатели светостойкости: DS сиена натуральная = 8,8 (полностью светостойкая), DS умбра натуральная = 8,8, W&N умбра натуральная = 7,8, W&N умбра жженая = 7,8.

Источник: Handprint

 

Поделиться статьей:
 

ЭТО ТОЖЕ ИНТЕРЕСНО:

Похожие статьи:

Стойкость акварельных пигментов может заставить относиться к ним с…

Я просто обожаю непредсказуемость акварели и гуаши, и в этом…

Ранее я уже проводила схожее тестирование на светостойкость, но…

В этой статье, на основе собственных многолетних исследований, я…