Гуашь: обзор, свойства, как выбрать и использовать

Если учесть происхождение слова гуашь, становится ясно что именно она напоминает. Существительное гуашь произошло от итальянского aguazzo – грязь.

Как и итальянский, гуашь появилась в континентальной Европе. Она была привезена в Англию французскими и итальянскими художниками декоративной и пейзажной живописи, работавшими в Лондоне восемнадцатого века. Гуашь мокрая и тёмная, как грязь. Многие художники принимают гуашь в акварели за грязь. Различия в понимании что такое гуашь и как её использовать могут сильно запутать. Пожалуй, это самая спорная техника.

Гуашь известна своей длинной и неоднозначной историей. Впервые её использовали при написании декоративных и иллюстративных изображений в средневековых рукописях. Примерами работ раннего нового времени являются природная живопись немецкого художника шестнадцатого века Альбрехта Дюрера (например, мех известного «Зайца») и серия работ Гаспара Дюге (1615-1675, в Англии его звали «Пуссеном»).

Техника достигла своего пика в восемнадцатом веке, в частности, во Франции в декоративных работах французского художника Франсуа Буше (1703-1770). Гуашь была привезена в Англию художниками французского происхождения, вероятно, учителем рисования семьи Георга I Джозефом Гупи (1689-1763) или влиятельными художниками с европейского континента (Марко Риччи 1676-1729, Франческо Дзуккарелли 1702-1788, Шарлем-Луи Клериссо 1722-1820). С 1740 художники топографических пейзажей из Англии начали активно использовать гуашь.

Пол Сэндби умело и разнообразно использовал гуашь, а также был лично знаком с Гупи, Дзуккарелли и Клериссо. К этому времени, использование гуаши и темперы на континенте пошло на спад. Её использовали лишь для декоративных изображений на веерах, ширмах и театральных декорациях. Швейцарский художник Луи Дюкро (1748-1810), работавший в Италии над крупноформатными картинами, был в то время единственным, кто использовал гуашь в изобразительном искусстве. В 1830-х технику возродили несколько викторианских художников. Они использовали её до конца века.

Чем же гуашь отличается от темперы? Традиционно в гуаши используется метод смешения акварельного пигмента с матово-белым пигментом в акварельной основе из гуммиарабика. Смесь концентрированного акварельного пигмента с основой из рыбьего или животного клея без добавления белого пигмента называется темперой (или клеевой краской). Тем не менее, как в исторических работах, так и в настоящее время два термина путают или используют в качестве синонимов. В некоторых случаях дизайнерская гуашь производится из концентрированного пигмента в акварельной основе без добавления белого пигмента.

 

В любом случае, гуашь или темпера – это непрозрачная акварельная краска. Данное определение вытекает из шести свойств, отличающих технику гуаши от прозрачной акварели:

  • Гуашь наносится более толстым слоем. При нанесении количества краски большего, чем необходимо для полного покрытия бумаги или подложки, толщина слоя не влияет на видимый цвет. В отличие от прозрачной акварели, гуашь можно использовать на белой или окрашенной основе, практически без разницы в цвете.
  • Осветление происходит путём добавления белого пигмента, как и в масляных красках. Гуашь не разбавляют как прозрачную акварель.
  • Краску не глазуруют и не колеруют (в отличие от масляной или акварели, где глазурование одного цвета поверх другого – распространённая техника).
  • Нанесённая краска не впитывается в бумагу, а остаётся на поверхности толстым слоем. Это позволяет создавать текстуру с помощью мазков (тем не менее, гуашь растрескается при высыхании, если использован приём импасто). Прозрачную акварель иногда описывают (несколько неточно) как «подтёк на бумаге». Текстурные эффекты в акварели ограничиваются грануляцией пигмента, диффузией на водной основе (цветением), мазками или микро отверстиями шероховатой бумаги, видимыми из-за неравномерно нанесённой краски.
  • С помощью гуаши можно создать безупречные и ровные цветные области. С акварелью этого добиться труднее. Благодаря концентрации пигмента и заполнителя, гуашь устойчива к вызванным водой изменениям, например, цветению или помутнению.
  • Гуашь покрывает все слои краски под ней. Эта техника удобна, особенно при создании трудных орнаментов (листьев или цветов). При работе с прозрачной акварелью, тёмный фон необходимо аккуратно наносить вокруг белого цветка. Художники, обычно, накладывают тёмные цвета поверх более светлых. В гуаши допустимо нанести сначала фон, а затем цветок (как и в масляной живописи). Светлые цвета можно наносить поверх тёмных, если так удобнее.

Перечисленные выше свойства стали причиной особенной популярности гуаши у коммерческих и архитектурных художников. Некоторые типы гуаши даже называются «дизайнерскими». Равномерное цветовое поле делает гуашь идеальным инструментом для создания фоторепродукций. При высыхании гуашь не подвергается химическим изменениям, её можно намочить и снова работать, как с акварелью. Более удобная техника и ускоренное высыхание помогают выполнять проекты относительно быстро.

Поскольку гуашь отлично подходит для иллюстрации и фоторепродукции, производители создают линии краски с более яркими, но нестойкими цветами (особенно в красном (red), пурпурном (magenta) и фиолетовом (violet) диапазонах). Эти цвета отлично подходят для выставок или репродукций, а коммерческое искусство не рассчитано на длительное существование. С другой стороны, художники, использующие гуашь для постоянных работ, должны проявлять осторожность при выборе красок.

Это не так и просто. Даже авторитетные производители не всегда указывают информацию о пигментах или светостойкости на тюбиках, что усложняет задачу. Чтобы получить информацию о пигменте или светостойкости, необходимо написать производителю или прочесть брошюру. Убедитесь, что информация «соответствует ASTM-D5067» и отвечает правилам маркировки акварельных красок. Если это не так, проведённые тесты могут быть не интерпретируемыми или не заслуживать доверия. Если оценки светостойкости не проводились, опирайтесь на руководство по акварельным пигментам.

Сходство техник масляной живописи и гуаши позволяет акварелистам, использующим гуашь, подражать свободному энергичному и контрастному стилю, свойственному масляной живописи. Впрочем, гуашь растрескивается или выцветает в случае слишком толстого нанесения. Текстура создаётся поверхностью краски, а не её толщиной. Можно использовать обычные акварельные кисти, хотя одну и ту же кисть не следует использовать и для гуаши, и для акварели, если в гуаши есть белый заполнитель. Тем не менее, поскольку гуашь гуще прозрачной акварели, более жёсткая синтетическая или акриловая кисть подойдёт лучше, чем кисть из натурального волоса.

Картины гуашью, как правило, выполняют на сатинированной бумаге или гладких художественных досках. Текстура создаётся краской и эти поверхности помогают добиться идеально ровного красочного слоя. Тонированная бумага также часто используется. Тон легко покрыть, а в неокрашенных областях он придаёт приятный фоновый оттенок.

Поскольку замутнитель и белый пигмент растворяют цветной пигмент, необходимо добавлять больше пигмента. Для получения непрозрачных красок во всём диапазоне оттенков требуются как белый пигмент, так и более высокая концентрация чистого акварельного пигмента. (Некоторые акварели, например, зелёная окись хрома (chromium oxide green PG17) или венецианский красный (venetian red PR101) непрозрачны вне зависимости от изменений состава). Некоторые прозрачные пигменты невозможно сделать непрозрачными без заполнителя. Очень тёмным пигментам, чёрному или коричневому необходимо придавать непрозрачность с помощью определённой концентрации пигмента. Белый заполнитель может осветлить светотени. Белый пигмент необходим, чтобы выделить яркость тёмного сильно окрашенного пигмента, например, фталоцианина (phthalo blue PB15) или диоксазинового фиолетового (dioxazine violet PV23). При более высоких концентрациях они будут казаться чёрными. Несмотря на это, гуашь с концентрированным пигментом лучше подходит для изобразительного искусства. Лишь M. Graham (гуашь для художников), Holbein (дизайнерская гуашь) и Winsor & Newton (дизайнерская гуашь) изготавливают гуашь таким образом. Другие бренды доверяют белому пигменту.

Гуашь изготавливают из той же основы из гуммиарабика, что и в обычной акварели. Гуашь хорошего качества содержит следующие ингредиенты:

  • сухие пигменты
  • дистиллированная вода
  • инертный пигмент (сульфат бария или осаждённый мел)
  • связующее вещество (гуммиарабик)
  • смягчитель (глицерин и/или декстрин)
  • консервант

Чтобы облегчить перетирание и обработку иногда добавляют увлажняющий компонент, например, бычью желчь. Декстрин (сиропообразный агент, полученный из нагретого кукурузного или картофельного крахмала) также иногда используется, чтобы текстура краски была более кремовой.

За исключением упомянутых выше нестойких «ярких» пигментов, обычно, используются такие же пигменты, как и в прозрачной акварели. (Тем не менее, прозрачные в масле или акварели пигменты могут быть непрозрачны в гуаши и дать несколько иные цвета). В гуаши содержится большая пропорция связующего вещества к пигменту, чем в прозрачной акварели. Гуашь создаёт непрерывный красочный слой значительной толщины. По этой причине гуашевые пигменты не затираются так хорошо, как акварельные. Гуашь обычно не используется в тонких смывках или для ненасыщенных тонов. Вместо этого, её разбавляют белой краской.

До викторианской эпохи основными ингредиентами гуаши были свинцовые белила (PW1), осаждённый мел (искусственный карбонат кальция) или бланфикс (сульфат бария). Основной недостаток свинцового заполнителя заключается в том, что он становится чёрным при воздействии серы. Вместо него использовались мел или бланфикс. Оба заполнителя были доработаны в 1834 году. Winsor & Newton представили густые и тонко измельчённые цинковые белила (zinc white), созданные специально для акварели и продаваемые под названием «китайские белила». Гуашь или темпера широко использовались в восемнадцатом веке, а с появлением китайских белил стали доминирующими техниками акварельной живописи викторианской эпохи. (В наши дни титановые белила помогают создавать наиболее чистые, непрозрачные и светостойкие оттенки и цветовые смеси).

Дизайнерская гуашь Winsor & Newton
Дизайнерская гуашь Winsor & Newton

На этих образцах представлена краска из коллекции дизайнерской гуаши Winsor & Newton. Эти краски показали себя немного непрозрачными лишь при сравнении с полосами непрозрачности на белой бумаге. В целом они имеют хорошую кроющую способность и отлично смешиваются.

Гуашь практически не изменяется во влажном состоянии, а при повторном увлажнении не цветёт. Гуашевые картины имеют ровный цвет благодаря отсутствию реакции на воду или повторное увлажнение. Это подчёркивает сходство между гуашью и маслом в противоположность прозрачной акварели.

Диффузия гуаши (сверху) и цветение (снизу)
Диффузия гуаши (сверху) и цветение (снизу)

Как видно на рисунке, возможность смешения цветов гуаши ограничена. Во влажном состоянии цвета расплываются (сверху), и не зацветают при нанесении воды на влажную краску (в середине). Даже когда чисто чёрный наносится «алла прима» и при высыхании добавляется вода, в результате получается плавная градация цвета (снизу), а не грубые неровности, характерные для прозрачной акварели. (Во всех примерах используется дизайнерская гуашь Winsor & Newton).

Гуашь можно использовать в сочетании с прозрачной акварелью тремя способами:

  • Чисто белая гуашь поможет создать световые эффекты или добавить детали на акварельном изображении. Например, при изображении нитей паутины на затенённом фоне. Также гуашь поможет подчеркнуть белые крылья чайки на грозовом небе. Цветная гуашь тоже применяется, чтобы подчеркнуть формы или осветлить детали.
  • «Китайский белый» можно нанести в качестве грунта на весь холст. А затем полностью закрасить прозрачной акварелью. Некоторые английские акварелисты девятнадцатого века, например, Джон Уильям Норт, полностью покрывали основу «китайским белым».
  • Силуэт или доминирующий объект можно наметить белым, а телесные тона, одежду или поверхности нанести поверх основы акварелью. Оставшиеся на необработанной бумаге части изображения можно выполнить прозрачной акварелью. Это поможет сделать фигуру или объект доминирующим и ярким, в сравнении с остальной картиной.

Сторонники классической манеры выступают против названных техник. С их точки зрения, лучшие методы создания световых эффектов – ограничение белого (с использованием блокирующих агентов - резерва или ленты) или удаление цвета до чистой бумаги губкой или ножом. Последний способ категорически отвергается.

Гуашь хорошо смешивается с большинством брендов прозрачной акварели, но бывают и трудности. При нанесении слоёв, некоторые виды краски проступают или окрашивают верхние слои. Размер окрашивания зависит от пигментов и толщины слоёв. Опыт и предварительные тесты помогут выявить проблемные краски и техники.

Из-за замутнителя, гуашь может быть белой или иметь матовый блеск. Викторианские художники контролировали этот процесс с помощью быстрого и легкого нанесения умеренно разбавленного раствора гуммиарабика в качестве лака. С такой методикой современные краски могут смазаться или растечься. Иногда помогает синтетический спрей лак, иногда нет. Тестируйте покрытие на образцах.

Гуашь становится более влагостойкой благодаря добавлению акрилового вещества или акрилового матового агента. Однако её нельзя использовать с акриловыми красками. Некоторые краски вступают в химическую реакцию с акрилом и могут изменить тон или стать причиной образования комков. Смешивание гуаши с акриловым агентом способствуют появлению глянца.

Гуашь растрескается, если нанести её слишком толсто или во много слоёв. Тоже случится, если хранить картину свёрнутой. Если гуашь нанесена в несколько слоёв, нижние слои будут вытягивать влагу и основу из более свежих слоев, вызывая растрескивание или отслаивание. Это можно исправить путём добавления гуммиарабика в новые слои. В свою очередь, это может увеличить прозрачность и блеск высохшей краски.

Картины гуашью необходимо хранить также, как и акварельную живопись. В раме с паспарту под стеклом или пластиком с защитой от ультрафиолета.

Гуашь доступна в стандартных «больших» тюбиках (14-15 мл, иногда, 30 мл). Её не выпускают в пластиковых пеналах. Срок годности краски в тюбиках составляет от трёх до пяти лет. Некоторые производители предпринимали попытки производить гуашь в маленьких банках (113 грамм), но испарение стало проблемой. Связующее вещество и пигмент разделялись (пигмент оседал на дно). Последующее оседание пигмента происходило по причине возрастания силы тяжести. Тюбики, которые можно использовать в течение нескольких лет, остаются оптимальным способом упаковки.

Источник: Handprint

 

Поделиться статьей:
 

ЭТО ТОЖЕ ИНТЕРЕСНО:

Похожие статьи:

Путешествуя по миру акварели, посвященному Всемирному акварельному…

Маркировка красок, вероятно, самое неинтересное занятие для…

Акварельные краски - это прекрасное и очень универсальное средство…

Вот весь набор, который вам необходим, чтобы начать…