История ультрамариновой синей краски: Пигменты для художников

Благодаря прекрасному средне-синему оттенку и отличным возможностям смешивания нетрудно понять, почему ультрамарин пользуется популярностью у художников по всему миру. Сегодня это незаменимый цвет для многих, но не всегда он был так легко доступен. Драгоценнее золота, подлинный ультрамарин когда-то был достоянием только самых богатых покровителей. Узнайте больше об истории этого популярного цвета и о том, как современная химия помогла ультрамарину попасть на палитры современных художников.

Тюбик профессиональной акварельной краски Winsor & Newton French Ultramarine на синем образце

Для многих художников ультрамарин является первым выбором синего цвета — независимо от того, в какой технике они работают. Это универсальный синий, который сам по себе обладает великолепным цветом, а в смесях проявляет еще большее разнообразие. Название Ultramarine уходит корнями в латинское «ultra» (что означает «за пределами») и «mare» (что означает «море»). Эта этимология намекает на происхождение цвета, добываемого за морем, и дает нам возможность заглянуть в путешествие, которое когда-то проделал ультрамарин, чтобы попасть на наши палитры. Несомненно, этот цвет стоил того, чтобы пройти лишнюю милю.

История подлинного ультрамарина и лазурита

Истоки ультрамарина уходят глубоко в землю, к полудрагоценному минералу лазуриту. Основной компонент лазурита — минерал лазурит, который придает ему характерный синий цвет. До 1800-х годов этот камень служил источником пигмента ультрамарина.

Лазурит издавна ценился за свой насыщенный цвет. До того как его стали использовать в качестве пигмента, он украшал декоративные предметы, скульптуры и ювелирные изделия. Самые ранние примеры использования ляпис-пигмента встречаются в наскальных рисунках в Бамиане (Афганистан), датируемых VI и VII веками нашей эры. Именно в Афганистане началось путешествие ультрамариновой краски.

Неполированный кусок лазурита с вкраплениями золота (пирит железа) и белого цвета (кальцит)
Неполированный кусок лазурита с вкраплениями золота (пирит железа) и белого цвета (кальцит). Этот камень использовался для изготовления настоящей ультрамариновой краски.

Когда-то ослы и верблюды перевозили самородки афганского лазурита по Шелковому пути — самому оживленному и влиятельному торговому маршруту в мире. Из Сирии камни попадали на кораблях в Венецию. Художники со всей Европы знали, что лучший ультрамарин можно получить в Венеции. Оттуда его популярность распространилась по всему континенту.

РЕКОМЕНДУЕМ:  Обзор набора акварели Sennelier

Изготовление ультрамариновой краски из лазурита

Создание ультрамариновой краски из лазурита являлось сложным и трудоемким процессом. Лазурит, из которого изготавливается этот ценный пигмент, чрезвычайно богат различными примесями, что делает его очистку до чистого состояния крайне сложной задачей. Любые остаточные примеси могут значительно ухудшить качество окончательного продукта, приводя к образованию нежелательного сероватого оттенка.

Для начала процесса лазурит измельчают до состояния порошка, который затем смешивают с смолами, маслами и восками. Эта смесь подвергается нагреванию до образования теста, которое затем обрабатывается в растворе щелочи. В процессе обработки голубые частицы пигмента выделяются, оседают и высыхают, образуя тонкий голубой порошок. Работники повторяют этот процесс несколько раз, каждый раз улучшая конечный цвет и качество пигмента. Последняя стадия размола дает окончательный продукт — бледный сероватый пигмент, известный как «ультрамариновый пепел».

Вакх и Ариадна
Тициан. Вакх и Ариадна, 1520-1523. Национальная галерея, Лондон

Исторически ультрамарин был дороже золота из-за сложного процесса производства и трудностей в добыче сырья. Это отражалось на его использовании в искусстве — художники использовали его редко из-за высокой стоимости. С начала 15 века часто использовали как глазурь на религиозных картинах, особенно для изображений Девы Марии, чтобы подчеркнуть ее духовную чистоту и божественность. Этот цвет также служил символом статуса для покровителей искусств, способных себе позволить заказать работы с его использованием. Иногда сами покровители покупали ультрамарин и передавали его художникам по мере необходимости. Некоторые художники даже включали в счета расходы на путешествия за покупкой ультрамарина в Венеции, что демонстрировало его редкость и ценность. Одной из наиболее известных картин, где использован настоящий ультрамарин, является «Вакх и Ариадна» Тициана.

Французский ультрамарин — современная синтетическая альтернатива

История французского ультрамарина началась с инициативы Королевского колледжа искусств о поиске синтетической альтернативы для настоящего ультрамарина. В 1826 году французский химик Жан-Батист Гиме разработал первую успешную формулу синтетического ультрамарина, за что и был вознагражден высоким призом от французского правительства. Этот синтетический вариант был создан из глины, соды, древесного угля, кварца и серы, обеспечивая такой же насыщенный цвет и химическую структуру, что и его естественный аналог. Появление более доступного варианта ультрамарина привело к уменьшению популярности настоящего ляписного камня. К 1870-м годам французский ультрамарин стал стандартным пигментом для создания глубоких синих оттенков.

РЕКОМЕНДУЕМ:  Список предметов, необходимых для рисования акварельными красками
Клод Моне. Водяные лилии, 1906 год. Художественный институт Чикаго
Клод Моне. Водяные лилии, 1906 год. Художественный институт Чикаго

Некоторые производители продолжают выпускать настоящий ультрамарин, но большинство предпочитает использовать минералы из шахт в Чили и Китае.

Работа с французским ультрамарином

Французский ультрамарин представляет собой средне-синий оттенок, произведенный с использованием одного пигмента — PB29. Различные производители могут выпускать разные варианты ультрамарина, такие как светлый ультрамарин или глубокий ультрамарин, но все они используют один и тот же основной пигмент. В общем, ультрамарин имеет теплый красноватый оттенок, но его можно найти и с более холодными оттенками, обусловленными размером частиц пигмента. Крупные частицы создают более теплый синий цвет, в то время как мелкие частицы обеспечивают более холодный оттенок.

ультрамарин
Детальный снимок акварельной живописи с использованием французского ультрамарина с видимой грануляцией.

Французский ультрамарин популярен среди художников всех жанров благодаря своим гранулирующим свойствам и отличным смешивающим возможностям. Этот пигмент идеален для ограниченных палитр, особенно если вы работаете с первичными цветами. В сочетании с другими красками, такими как оперный розовый и Винсорский лимон, он способен создать широкий спектр синих оттенков.

Сочетания триады основных цветов с использованием французского ультрамарина, Opera Rose и Winsor Lemon

Обогатите ваше творчество с Permanent Rose или Permanent Carmine для создания потрясающего пурпурного оттенка. Используйте Quinacridone Gold для естественных землистых оливковых тонов или Winsor Lemon для ярких зеленых. Этот цвет также идеально смешивается с жженой сиеной или земляным оранжевым, создавая фантастические нейтральные оттенки.

Цветовые сочетания французского ультрамарина с перманентной розой, перманентным кармином, золотым хинакридоном и жженой сиеной

Попробуйте комбинации французского ультрамарина с Permanent Rose, Permanent Carmine, Quinacridone Gold и Burnt Sienna для уникальных результатов.

Самый популярный синий цвет в наших палитрах

Тюбик французского ультрамарина с кисточкой и нарисованными вручную таблицами смешивания цветов

История ультрамарина — это история страсти к цвету и технологических открытий. Появление французского ультрамарина преобразило работу многих художников, предлагая глубокий, насыщенный оттенок, доступный для творчества на любом уровне.

Поделиться статьей с друзьями!

Похожие записи