Как использовать цвет и свет для ярких эффектных картин

Освойте некоторые продвинутые техники акварельной живописи вместе с Вирджилом Р. Картером. Эти методы позволят превратить цветовую палитру и естественное освещение в орудия создания эффектных акварельных рисунков. Данный урок затрагивает только изображение пейзажей. Однако эти принципы также применимы для работы с любыми объектами от животных до натюрмортов и портретов.

Используемые принадлежности:

  • Набор деревянных блоков разных размеров
  • Исходное изображение «Весна на пороге» или картинки пейзажей со зданиями
  • Акварельная бумага холодного прессования Arches плотностью 252 г/см2 (140lb), формата 22 х 30 см (9 x 12 дюймов)
  • Деревянная доска размером минимум 22 х 30 см (9 x 12 дюймов)
  • Акварельный блокнот или альбом
  • Скотч шириной 30 мм
  • Простой карандаш НВ
  • Палитра Skip Lawrence или любая другая для акварели
  • Стакан с водой
  • Полотенце или тряпка для просушки кистей
  • Сухая салфетка или бумажное полотенце
  • Акварельные кисти разных форм и размеров

Краски из акварельного набора American Journey Artists:

  • Кадмий оранжевый (Cadmium Orange)
  • Персиковый (Peachy Keen)
  • Хинакридон золотой (Quinacridone Gold)
  • Хинакридон перманент розовый (Permanent Rose Quinacridone)
  • Кобальт фиолетовый (Cobalt Violet)
  • Ультрамарин синий (Ultramarine Blue)
  • Кобальт синий (Cobalt Blue)
  • Бирюзовый Эндрю (Andrew’s Turquoise)
  • Весенний зеленый (Spring Green)
  • Серый Пейна (Payne’s Gray)

Из набора акварели Da Vinci Watercolors:

  • Ганза желтый светлый (Hansa Yellow Light)
  • Индийский желтый (Indian Yellow)
  • Кадмий алый (Cadmium Scarlet)
  • Неаполитанский желтый (Naples Yellow)
  • Хинакридон жженый оранжевый (Quinacridone Burnt Orange)
  • Фталоцианиновый синий (Phthalo Blue)
  • Марганцовая синяя (Manganese Blue) – смесь
  • Изумрудная (Phthalo Green)

Введение в цветовые и световые акварельные техники

Почему цвет и естественное освещение настолько важны?

Цвет это одно из мощнейших средств художника для передачи личного отношения к предмету, своих эмоций или чувств с ним связанных;

Свет освещает предмет живописи и воздействует на наше восприятие цветов, тонов, эмоций и даже на наше самочувствие и ощущение комфорта;

Вместе цвет и свет помогают судить об объемности и прочности вещества предмета, а также они влияют на настроение и содержание картины.

Структура урока

Данный урок разделен на три части, каждая из которых включает демонстративные иллюстрации. В дальнейшем вы сможете пользоваться этими принципами в работе над своими картинами.

Задачи:

Часть 1 – Основные понятия и применение нескольких ключевых свойств цвета и принципов естественного освещения в живописи.

Часть 2 - Главные понятия и применение некоторых основных компонентов освещения: 1) освещенных поверхностей, 2) поверхностей с собственными и падающими тенями, 3) рефлексов, «световых ловушек» и «ореолов».

Часть 3 – Живопись с использованием цвета и света: Демонстрация написания картины с соблюдением данных принципов применения цвета и света в живописи.

Принципы применения

Цвет

Живопись в цвете подразумевает использование воображения при работе с выбранной цветовой гаммой. Если вы не можете назвать себя колористом, попробуйте взять несколько понравившихся оттенков и пользоваться ими в этом уроке. Ниже приводится фото палитры Вирджила.

палитра акварельных цветов
Верхний ряд (слева направо): Ультрамарин синий (Ultramarine Blue), Кобальт синий (Cobalt Blue), Фталоцианиновый синий (Phthalo Blue), Марганцовый синий (Manganese Blue (mixture)) - смесь, Бирюзовый Эндрю (Andrew’s Turquoise), Изумрудный (Phthalo Green), Весенний зеленый (Spring Green), Серый Пейна (Payne’s Gray).
Нижний ряд (слева направо): Ганза желтый светлый (Hansa Yellow Light), Индийский желтый (Indian Yellow), Кадмий алый (Cadmium Scarlet), Неаполитанский желтый (Naples Yellow), Персиковый (Peachy Keen), Хинакридон золотой (Quinacridone Gold), Кадмий оранжевый (Cadmium Orange), Хинакридон жженый оранжевый (Quinacridone Burnt Orange), Хинакридон Перманент розовый (Permanent Rose Quinacridone), Кобальт фиолетовый (Cobalt Violet).

Подход к созданию картины

Сколько художников – столько и методик. Какую бы из них вы не избрали, старайтесь разработать собственную систему написания картины. Для этого, прежде всего, поработайте над композицией и тонами с помощью уменьшенных карандашных эскизов в блокноте.

Акварельные блокноты (скетчбуки) это чудесное средство изучения предмета перед применением красок. Чем лучше вы вникнете в предмет рисунка (любой предмет) и чем больше вы будете уверены в нем, тем свободнее будет ваша манера живописи. А это значит, что вы будете меньше переживать и больше наслаждаться процессом! В скетчбуке вы также можете поэкспериментировать с композицией и тонами. Такая незатейливая процедура выручит вас на начальном этапе работы акварелью, и поможет создать полноценную, впечатляющую картину.

Когда вы основываете свой рисунок на наброске, вам остается лишь сделать картину похожей на него. Разработайте собственную цветовую схему, выражающую чувства и эмоции, которые вы хотите передать. И не забывайте правило 80/20: минимум 80 % картины должно воплощать вашу идею.

Основные понятия о цвете и свете в живописи: Часть 1, этап 1

Ключевые принципы видения и изображения с помощью цвета и естественного освещения

Цвет и температура света

Самым важным в живописи с применением цвета и естественного освещения является понимание того, что свет обладает цветом, и температурой.

  • Физика и живописные эффекты: иллюстрация ниже демонстрирует цвет света в градусах Кельвина.
цвет света в градусах Кельвина
  • Как вы видите, свет может быть разных цветов. Его также можно изображать несколькими живописными приемами для создания различного настроения и эффектов. Вирджил также показал некоторые варианты применения цвета для передачи разного освещения, например, полдня, раннего утра, позднего вечера, включая такие атмосферные явления, как изморось и туман.
применение цвета для передачи разного освещения

Цвета могут быть теплыми и холодными. Однако именно цвет падающего и отраженного в окружающую среду света влияет на восприятие оттенка и температуры предмета и всей картины. Даже тон самого предмета зависит от цвета и интенсивности освещения и окружающей обстановки.

Часть 1, этап 2

Интенсивность света: Второй важный принцип освещения связан с силой окружающего света. Ниже Вирджил наглядно изобразил четыре ее варианта: два способа передачи яркого освещения, и по одному приему изображения слабого света и атмосферных явлений.

  • Яркое освещение: Главным образом оно характеризуется широким спектром насыщенных теплых цветов на освещенных поверхностях в сопровождении холодных акцентов, контрастных теневых зон и полным набором выраженной тональной градации. Яркое освещение можно передать несколькими путями, вот два из них:
  1. Эффект прожектора: Отличается широкой и насыщенной цветовой палитрой и контрастными тонами. Учтите, что этот подход не позволяет выделить изолированные предметы.эффект прожектора акварелью

     

  2. Эффект залитого солнцем предмета и/или «ослепительности»: В отличие от резкого эффекта прожектора с интенсивным цветом и контрастными тонами, сильное освещение может изображаться и при помощи близких тонов и цветовых контрастов, передающих «ослепительность». Особенностью этого метода является иллюзия фильтрованного света с более мягкими контурами или их отсутствием, а также слабый цветовой и тональный контраст.
эффект залитого солнцем предмета акварелью
  • Слабое освещение: Вызвано недостатком теплого света. Таким образом, оно характеризуется ограниченным спектром холодных цветов на освещенных поверхностях, холодными акцентами и наличием умеренных или слабо выраженных теней, в зависимости от желаемого эффекта и яркости окружающего освещения. Слабый свет не отличается обилием сильных цветовых или тональных контрастов. Формы выглядят плоскими, не выделяющимися, с менее явными деталями/текстурой.
слабое освещение акварелью
  • Влияние атмосферных эффектов на освещение: Дождь, изморось и туман - это атмосферные явления, создающие особые условия освещения. По сравнению со слабым светом, они передают еще меньше цветов и тонов. Их контраст почти незаметен из-за преобладания средних и светлых тонов, а оттенки сильно приглушенные и холодные. Формы превращаются в практически совсем плоские силуэты, с визуальным отсутствием объема, деталей или текстуры.
Влияние атмосферных эффектов на освещение
  • Эффекты на поверхностях: В условиях нормального естественного освещения горизонтальные поверхности собирают или отражают свет и кажутся светлыми. Вертикальные поверхности наоборот сохраняют свой оттенок и воспринимаются как более темные по цвету и тону. В результате этого возникают ситуации, когда черная крыша оказывается светлее затененной стены.

Часть 1, этап 3

Направление освещения: Последний важный принцип живописи с применением света заключается в понимании особенностей различных направлений падения света. От этого условия зависит форма и четкость предмета, а также его положение, наряду с настроением и атмосферой картины.

Свет, передаваемый на рисунке, может падать в четырех направлениях, как показано ниже: фронтально, на три четверти, сбоку, сзади.

  • Фронтальное освещение: Свет, падающий прямо спереди, имеет тенденцию сглаживать формы, поскольку большинство видимых поверхностей одинаково освещены. Падающие тени при этом маленькие или отсутствуют. Возможно наличие пестрых, выразительных цветов и тонов.
передача фронтального освещения акварелью
  • Освещение на три четверти: Когда лучи падают примерно под углом 45 градусов к предмету, свет, полутень и тень отчетливо видны. Это помогает лучше передать форму предмета и дает возможность использовать усиленные цвета, тона и контрасты.
освещение на три четверти
  • Боковое освещение: Аналогично предыдущему случаю, оно создает впечатление однородности и объемности предмета. Зачастую такое освещение сопровождается резкими падающими тенями, которые могут приобретать отчетливые очертания и передавать особенности подлежащей поверхности. Боковой свет обладает большим потенциалом с точки зрения композиции и построения форм.
передача бокового освещения акварелью
  • Заднее освещение: Свет, падающий сзади, передает изображение предмета в виде силуэта. Контуры форм можно сделать ярче и мягче в соответствующих местах, чтобы передать эффект «ореола» или окантовки. Этот вид освещения имеет узкий спектр средних и темных тонов. Цвета должны быть холодными и приглушенными. В зависимости от интенсивности света, формы могут стать плоскими, а детали – нечеткими. Создается впечатление общей тусклости, затененности и холодности, неоднозначности и даже загадочности. Заднее освещение позволяет создать эффектную композицию.
передача заднего освещения акварелью

Главные понятия и применение основных компонентов освещения: Часть 2, этап 1

Освещенные поверхности, собственная тень, падающие тени и рефлексы

Начнем с разъяснения некоторых общепринятых терминов:

применение основных компонентов освещения в живописи
  • Освещенные поверхности: Поверхности предмета, освещенные доступным источником света.
  • Собственная тень: Поверхности предмета, удаленные от источника света и не освещаемые им. Их также называют «тенями предмета».
  • Падающие тени: Фигуры, отбрасываемые освещенными предметами на прилегающие формы и поверхности. Контур теней может изменяться в зависимости от формы поверхности, на которую они падают. Они также известны как «отбрасываемые тени».
  • Рефлексы: Искаженное изображение, цвет или тон предмета, отражаемые на прилегающих формах и поверхностях в определенных условиях освещения.

Общие правила и закономерности:

  • Композиция: Для усиления эффекта освещения в пейзажах должны доминировать либо освещенные, либо теневые поверхности. Если они находятся в балансе, то ощущение света ослабляется, что грозит созданием «замершей» композиции.
  • Температура: В нормальных условиях освещенные предметы обычно «теплее», а собственные и падающие тени – «холоднее».
  • Интенсивность и тон: Падающие тени главным образом имеют более насыщенный цвет и темный тон, чем собственные тени.

Часть 2, этап 2

Форма и интенсивность падающих теней

Первым основополагающим свойством падающих теней является их форма и интенсивность. Все зависит от яркости источника света и от его расстояния до предмета, отбрасывающего тень.

  • Интенсивные или жесткие падающие тени: Располагаются ближе к источнику света и предмету. Являются более выраженными, теплыми, с резкими контурами.
  • Приглушенные или мягкие падающие тени: Удалены от источника света и предмета. Обладают меньшей насыщенностью, холодностью и нечеткими границами.
передача мягких теней акварелью
  • Маленькие или невидимые падающие тени: Зависимо от окружающего освещения падающие тени могут уменьшаться или вообще нивелироваться из-за слабого света или атмосферных явлений.
передача слабого освещения акварелью

Часть 2, этап 3

Цвет и температура падающих и собственных теней

Вторая важная характеристика теней это их цвет и температура:

  • Яркий свет: При достаточно сильном освещении тени собирают цвета, находящиеся вокруг них и на подлежащих поверхностях. Попытайтесь изобразить собственные и падающие тени как можно более светящимися. Не делайте их слишком плотными! Помните вышеуказанные принципы и изменяйте падающие тени по мере их удаления от источника света и предмета, отбрасывающего их.
яркий свет акварелью
  • Слабый свет: Характеризуется недостатком теплого освещения, т.е. температура света ближе к холодной, а его интенсивность меньше. В этом случае падающие тени, если они вообще есть, будут значительно более приглушенными, холодными и мягкими.
слабый свет акварелью

Часть 2, этап 4

Живописные эффекты

В живописи падающие тени могут включать цвет поверхностей, которые их отбрасывают, особенно при сильном освещении. Введение дополнительных оттенков помогает достичь необыкновенного, мерцающего блеска, в частности при работе с ярким окружающим светом. Более того, произвольные «жемчужины» цветовых вкраплений оживят как освещенные, так и затененные поверхности.

живописные эффекты акварелью

Часть 2, этап 5

Рефлексы, «световые ловушки» и «ореолы»

Последняя и самая важная особенность падающих и собственных теней связана с тремя маленькими элементами дизайна, которые могут добавить эффектности картине. Иллюстрации ниже показывают варианты использования всех трех этих характеристик.

  • Рефлексы:
рефлексы акварелью
  1. Рефлексы усиливают живописный эффект цвета и света, заставляя освещенные оттенки играть и создавая «блестящий» эффект окружающего освещения.
  2. Рефлексы могут появляться на освещенных поверхностях, собственных и падающих тенях, особенно при ярком освещении.
  3. Лучше всего рефлексы видно в ясный солнечный день или при интенсивном освещении. Реже их можно заметить при более слабом свете. Они почти отсутствуют в условиях определенных атмосферных явлений.                                 
  4. Общие правила передачи рефлексов: они более светлого тона, чем любая область падающей тени, на которой они отображаются; у них более темный тон по сравнению с любой освещенной поверхностью, где они образуются.
  5. Техники применения: Рефлексы можно изображать на вертикальных и горизонтальных поверхностях, используя метод по-сырому. Также они могут передаваться путем снятия слоя краски.
  • «Световые ловушки»: Этот термин – личное изобретение Вирджила. С его помощью он описывает пересечение вертикальных и горизонтальных форм или поверхностей, где свет воспринимается как «запертый», отражаясь от одной поверхности к другой. Техники отображения схожи с методами передачи рефлексов, указанными выше.
световые ловушки акварелью
  • Эффект «ореола»: Этим термином Вирджил определяет границы форм, на которых создается впечатление отраженного или проходящего через них света. Его также можно назвать иллюзией «окантовки». Он особо отчетливо проявляется при заднем освещении, но также заметен и при других направлениях падения света. Способы его передачи включают смягчение или размывание контуров, в комбинации с нанесением цвета поверхности по-сырому или снятием акварели для создания видимости «ореола». Применяйте этот эффект дозировано, с ним легко переборщить.
эффект ореола акварельюореол акварелью

Часть 2, этап 6

Мифы о собственной и падающей тенях

  • Собственные и падающие тени означают «отсутствие света»: Падающие тени не связаны с дефицитом света, он всегда присутствует и в падающих, и в собственных тенях. Проверьте сами: выйдите на улицу и посмотрите на любой предмет в тени. Вы сможете четко различить все детали! Если бы света действительно не было, вы бы ничего не смогли увидеть.
  • Собственные и падающие тени имеют «универсальный цвет»: Не существует «универсального» цвета для теней, такого как серый, фиолетовый, синий или «теневой зеленый». Цвет падающей тени состоит из оттенков окружающего освещения и поверхностей, на которые она падает. Например, цвет тени на кирпичной стене отличается от цвета той же тени на растущей рядом траве. И, безусловно, вы можете подобрать свою собственную палитру для создания уникального живописного эффекта.

Демонстрация написания картины «Весна на пороге»: Часть 3, этап 1

На исходном фото под названием «Весна на пороге» представлен пейзаж, изображающий как природные, так и искусственные объекты. Это дает больше возможностей применить принципы, рассмотренные в этом уроке. Главный предмет картины – обворожительная гостиница, расположенная в Уилмингтоне, штата Делавэр. Вы можете распечатать это фото, чтобы удобнее было его перерисовывать.

фото гостиницы

Свет падает сбоку, наделяя формы освещенными и затененными поверхностями. Боковое освещение также дает отчетливые падающие тени, которые Вирджил решил усилить для большей наглядности и живописности. Он также дополнил картину несколькими объектами и пересекающимися формами, чтобы сделать композицию интереснее.

Часть 3, этап 2

карандашный набросок

В своем скетчбуке с помощью простого карандаша НВ нарисуйте несколько эскизов. Поэкспериментируйте с композицией и выберите самую оптимальную. Также определитесь с тональной градацией. Затем, подготовьте к работе свою акварельную бумагу Arches, прикрепив ее по периметру скотчем к деревянной доске. Выложите краски на палитру, добавьте в них воды и смешайте необходимые цвета.

Часть 3, этап 3

Рисуем картину «Весна на пороге» - шаг 1

Легкими линиями набросайте композицию на акварельном листе. Затем, начинайте раскрашивать небо и фон методом по-сырому. Некоторые светлые оттенки неба нанесите на фоновую область для достижения цветовой гармонии, особенно в зонах, не содержащих теней. Теперь пропишите светлые природные элементы и листву, перекрывающую здания и другие искусственные объекты (тоже по-сырому).

Часть 3, этап 4

Рисуем картину «Весна на пороге» - шаг 2

Раскрасьте дома и искусственные объекты в технике по-сырому, и нанесите кое-какие средние тона.

Часть 3, этап 5

Рисуем картину «Весна на пороге» - шаг 3

Пропишите остальные природные объекты среднего тона. Начинайте работать с темными цветами: наметьте падающие тени и другие темные области с помощью той же техники по-сырому. Перед работой приготовьте побольше размывки требуемого оттенка, чтобы обеспечить тональную однородность и последовательность.

Часть 3, этап 6

Рисуем картину «Весна на пороге» - шаг 4

Добавьте необходимых деталей и проработайте текстуру поверхностей (столбов деревьев, веток и прочих элементов). Откорректируйте финальную композицию, в том числе, подправляя цвета.

Часть 3, этап 7

Обзор:

  1. Пользуйтесь скетчбуком для анализа фотографии, выбора и разработки дизайна, композиции и тоновой градации, а также для создания общего плана работы над картиной.
  2. Начните с определения и нанесения самых светлых областей и объектов.
  3. Крупные геометрические формы и ключевые цветовые зоны часто получаются живописнее, если в начале работы нанести несколько мазков главного цвета в этих областях.
  4. Остальные природные объекты можно изображать обобщенно, одним цветовым пятном.
  5. Добавьте и проработайте средние тона. Темные тона прописывайте в последнюю очередь, чтобы получить отчетливые формы и края.
  6. Включайте в картину только важные с точки зрения живописности детали и текстуры.
  7. Объедините цвета и тона с помощью связующей размывки, где это необходимо.

Для работы используйте исходное фото «Весна на пороге» или любую другую картинку, отображающую принципы этого урока. Срисовывайте фото, как оно есть, или перекомпонуйте его на свое усмотрение.

И напоследок, не забывайте получать удовольствие!

Источник: Ссылка

 

Поделиться статьей:
 

Похожие статьи:

Поворотный момент в жизни Грэхэма Бута (Grahame Booth) произошел,…

Стоит подчеркнуть, что набросок - это не рисунок и не законченный…

Художник Лин Сульер (Lin Souliere) научит вас делать более теплыми…

Акварель прекрасна. Я понял, как пользоваться ей, когда учился в…

 
Загрузка...