Как исправлять ошибки в акварельной живописи

Оплошность в процессе работы над акварельной картиной совсем не значит, что все пропало. Сиан Дадли (Siаn Dudley) научит вас исправлять различные недочеты, чтобы спасти рисунок от корзины для мусора.

Сорная растительность заработала плохую репутацию. Она так прочно укоренилась в сознании людей как «вредная», что лишь немногие дают ей второй шанс. По-моему, это очень печально. Бурьян это цветы, выросшие не в том месте. И хоть они могут портить жизнь культурным растениям, это не мешает им быть красивыми.

С учетом этого я хочу познакомить вас с «акварельными сорняками». Это не значит, что отныне каждый акварелист должен рисовать одуванчики. Под «акварельными сорняками» подразумеваются все отметины, получившиеся случайно, другими словами, это живопись не в том месте. Я встречала много людей, уверенных в том, что ошибку в работе над акварельной картиной невозможно исправить. Поэтому они рвут рисунок на части, выбрасывают его в мусорную корзину, и начинают все заново. Однако это совсем необязательно!

 

Снятие краски

Не секрет, что акварель хорошо растворяется в воде. С практической точки зрения это означает, что любую помарку можно намочить и «снять» с рисунка. Сделать это можно тремя способами:

1. Влажный метод

Аккуратно пройдитесь по участку влажной кистью. Удалите краску либо кистью, либо клочком бумажного полотенца.

2. Мокрый метод

Обильно смочите неудачную область мокрой кистью. Не экономьте на воде – ее недостаток приведет к появлению полос на размывке. Слегка промокните акварель бумажным полотенцем. Так вы меньше размажете краску, чем кистью.

3. Метод смывания

Обширные фрагменты (такие как небо) можно подставить под тонкую струю холодной воды. При необходимости можете помочь акварели смыться мягкой кистью. Пусть вода стекает с краю картины. Для просушивания расположите ее под таким углом, чтобы потеки воды не испортили остаток рисунка.

Влажную акварель можно снять кистью. Но бумажное полотенце лучше справляется с задачей, ведь оно сухое, лучше впитывает, и его можно сложить по-всякому.

Учтите, что некоторые пигменты впитываются в бумагу сильнее, поэтому полностью смыть их не удастся. Я рекомендую начинающим писать не впитывающимися красками – эта информация указывается на упаковке.

рисование акварелью

Четкие границы

Резкие края проявляются по мере высыхания размывки. Это случается, когда вода вместе с пигментом собирается у границы прописанного влажной акварелью участка. Такое явление можно умело использовать для создания эффекта четкой линии.

Нежелательные грубые границы можно убрать с помощью влажной (не мокрой) кисти с достаточно острым кончиком. Старайтесь не задеть размывку по сторонам от линии, иначе акварель размажется больше, чем нужно. Слегка прижмите бумажное полотенце к линии, и снимите влажную краску.

Для смягчения резкого края намочите область с одной стороны (или двух) от него, не касаясь самой границы. Двигайтесь по направлению к краю, а не от него. В конце лишь слегка затроньте линию, чтобы пигмент разошелся по увлажненному участку. Убедитесь, что эта область достаточно большая. В противном случае краска, дойдя до ее края, образует новую четкую линию.

как устранить потеки в акварели

Потеки

Это бедствие сложно не заметить. Сразу приложите к потеку бумажное полотенце, и от него не останется и следа. Продолжайте работу только после полного высыхания этой области.

Потек испортил композицию? Повлияет ли на результат дополнительно дерево, ветвь или стебель в вазе? Если потек не причинил вреда картине, можно ли замаскировать его с помощью воды или краски, пока он не высох?

Потеки – забавная вещь. Поиграйте с ними, и получите массу возможностей для соединения цветов, что придаст рисунку динамики и свежести. В акварели сорняки – довольно почитаемая культура!

ошибки в акварельной живописи

Цветная капуста

Данный распространенный сорт бурьяна произрастает там, где вода (или водянистая размывка) попадает на почти высохшую краску. Эффект, напоминающий головку цветную капусты, усугубляется при высыхании. Когда такое происходит, лучше позволить «цветной капусте» просохнуть, прежде чем что-либо предпринимать. Полезьте все исправлять раньше, и сделаете только хуже.

Оцените ущерб. Если вид «цветной капусты» вас не радует, можете избавиться от образовавшегося четкого контура влажным методом.

Однако лично мне такие случайности по душе. Как только я поняла их природу, я долго училась контролировать их. Наблюдая за процессом высыхания краски (да, я этим зарабатываю на жизнь!) и меняя размеры и формы кистей для регулировки количества добавляемой воды, цветная капуста поможет получить замечательные формы облаков, цветов, деревьев, семенных шапок и листвы. Также это отличный способ сделать обширные фрагменты картины текстурными.

как исправлять ошибки в акварельной живописи

Смешивание

Когда смежные влажные размывки соприкасаются, цвета часто перемешиваются. Это может стать прекрасным методом соединения оттенков, от чего картина только выигрывает, особенно если она написана в свободной небрежной манере. Поэтому не забывайте оценить «ущерб», прежде чем браться за исправление неудачи.

Если у вас перемешались светлые тона, то второй слой размывки нужного оттенка скроет следы несчастья, и вам не придется снимать краску. Когда проблемный фрагмент имеет более глубокий цвет, его нужно снять мокрым методом.

смешивание цветов в акварельной живописи

Пятна краски

Это явление знакомо любому, кто когда-либо ронял кисть на рисунок, или забывал должным образом обезопасить картину при набрызгивании краски. Такие нюансы легко вливаются в композицию, делая ее динамичнее и текстурнее. Зачастую это проще, чем пытаться избавиться от них.

Вместо удаления отметины, постарайтесь растянуть ее до соответствующей формы влажной кистью. Наши студенты редко планируют изображать чаек на морских пейзажах. Но после набрызгивания краски на задний план, почти ни одна картина не остается без этих чудных птиц!

Неправильный тон

С этим видом сорняка необходимо бороться – правильная тональность картины имеет первоочередную важность.

Если тон слишком бледный, пропишите участок вторым слоем, тщательно соблюдая границы размывки. Вылезьте за края, и картина будет выглядеть перегруженной.

Слишком темный тон легко исправить влажным методом. Вам вряд ли удастся точно снять определенное количество акварели, поэтому подождите, пока рисунок высохнет.

портрет акварелью

Полезные сорняки?

Помните, что некоторые бурьяны могут принести пользу. Клевер на лужайке представляет проблему, но для органического фермера это настоящее спасение, восстанавливающее плодородие почвы.

Рисуя портрет Дяди Роджера, я не собиралась изображать его наряд в таком небрежном стиле. Но уронив кисть на картину, я осознала всю прелесть эффекта цветной капусты, способного придать ткани впечатляющей текстурности, на которую я даже не рассчитывала. Мне не стоит так открыто заявлять об этом, но мне также пришлось удалить немало четких границ с этого рисунка, за исключением некоторых тщательно выбранных мною.

Относитесь к каждой акварельной оплошности как к возможности украсить картину, поэкспериментировать, или попробовать новые техники, способные задать новое направление вашему творчеству. Запаситесь кистями и бумажными полотенцами, а не гербицидами и тяпками!

Автор: Сиан Дадли

 

Поделиться статьей:
 

ЭТО ТОЖЕ ИНТЕРЕСНО:

Похожие статьи:

Грэм Бут рассказывает, как сделать идеально плавный переход цветов…

Леса и чащи, луга и поля, горы и пустыни: Кэти Джонсон описывает…

В этом уроке представлены некоторые основные типы штрихов, которые…

Философии техники суми-э противоречивая и гармоничная, она…