Как нарисовать древесный лист акварелью и цветными карандашами
Этот урок по смешанной технике вдохновлен классическим рассказом О’Генри, написанным в 1907 году. «Последний лист» рассказывает о двух художниках, друзьях: молодом и старом. Младшая из них, столкнувшись с пневмонией, теряет желание жить. Из окна своего дома она видит, как по соседнему зданию через узкий переулок расползается плющ. С приходом зимы лоза теряет свои листья. Больная художница предрекает своей подруге, что умрет, когда с лозы упадет последний лист.
Зима проходит, и на лозе остается всего один лист. Здоровье молодой художницы начинает улучшаться, но ее друг перестает ее навещать. Весной его находят в том же переулке. Он скончался на холоде после того, как закончил работу над своей картиной, рядом с лозой, на которой висит последний лист.
Пока я пишу эти строки, наступает осень, и листья начинают медленно опадать. Эти уникальные творения природы — каждое по-своему шедевр. В этом уроке мы объединим акварель и цветные карандаши для создания изображения листа, используя смешанную технику.
Как нарисовать лист в смешанной технике
Вам понадобятся следующие материалы…
Поверхность — бристольская доска (или иллюстрационная доска, бристольская бумага или другая гладкая бумага). Эта поверхность достаточно прочная для различных медиумов и обеспечивает легкость в нанесении акварели.
Цветные карандаши (например, Prismacolor) — основные цвета включают:
- Белый
- Желто-зеленый
- Зеленый
- Темно-зеленый
- Желтый
- Черный
- Коричневый
- Красно-оранжевый
- Бесцветный блендер
Для текстуры добавляется черная акварельная краска, а также темперная краска или гуашь для завершающих штрихов. Понадобятся основные цвета темперы или гуаши:
- Белый
- Желтый
- Красный
- Синий
Также потребуются разные кисти:
- Маленькая круглая акварельная кисть (размер 0 — 2)
- Плоская кисть для мытья атерколора (¾ дюйма и больше)
- Плоская кисть для акриловых или масляных красок (от ½ до 1 дюйма).
Шаг 1 — Тонирование бумаги акварельной краской
Для того чтобы следовать этому шагу, распечатайте фотографию из ссылки ниже. Вы также можете сделать свою собственную фотографию листа.

Для начала работы нам потребуется вырезать форму листа из бумаги. Для этого нарисуйте контур листа на отдельном листе. Важно сохранить общие черты формы, не обязательно доточивать каждую деталь до идеала. Вырежьте получившуюся форму и оставьте её для вашего проекта. В процессе дальнейшей работы планируется создание фона с использованием акварельной техники и внесение основных деталей листа.
Шаг 2 — Акварельная смывка
Нанесите чистую воду вокруг листа, увлажняя бумагу. Однако избегайте попадания влаги на саму форму листа. В процессе рисования на влажной бумаге мазки кисти будут равномерно распределяться и смешиваться, создавая гладкий цветной слой. Для получения светло-серого оттенка разбавьте черную краску водой до нужной степени.

Шаг 3 — Добавьте текстуру
Поверхность дубового листа гладкая. Мне нравится, как шероховатая поверхность бетона контрастирует с листом. Используя вырезку из первого шага, накройте и замаскируйте форму листа на рисунке. Это защитит белый цвет бумаги. Закрепите выкройку с помощью скотча. Нанесите на рисунок мелкие брызги акварельной краски с использованием плоской кисти для масла или акрила, либо зубной щетки для создания уникального рисунка.
Разбрызгивайте акварельную краску в разных направлениях, чтобы не образовать четкий узор. Регулируйте количество воды в краске для достижения различных эффектов. Экспериментируйте с разными методами нанесения (например, касание пальцем по щетине, щелчки запястьем и т.д.). Возьмите бумажные полотенца для удаления излишков или нежелательных брызг.
После окончания нанесения краски можно снять маску с формы листа. Она почти не останется пятен.

Шаг 4 — Дебоссирование прожилок листа
Мелкие прожилки на поверхности листа – это тончайшие детали. Я обычно оставляю такие мелочи на потом, однако работа с этими венозными сосудами сейчас поможет существенно сократить время на последующих этапах работы.
Дебоссинг – это процесс вдавливания изображения или узора в материал. Используя острие (например, кончик компаса или ножниц), создайте тонкие венозные сосуды. В данный момент они могут быть едва заметны, но после того, как вы нанесете цветные карандаши, эти светлые детали станут ярко выраженными.

Вот более близкий взгляд на прожилки листа, выполненные методом дебоссинга…

Шаг 5 — Добавление деталей цветными карандашами
Фоновые крапинки уже создают основу, но черные пометки цветным карандашом придадут им большую выразительность. Темное пятно в центре композиции и слабые трещины на поверхности добавляют изображению характер. Для большей оригинальности, используя черный карандаш, можно добавить небольшие неровные следы, отличающиеся от акварельных брызг.

Посмотрите на детали ниже. Можете ли вы отличить следы акварели от следов цветного карандаша?

Шаг 6 — Добавление цвета и ценности листу
Большинство листьев имеют плоские поверхности с едва заметными волнами. Это важно сохранить при внесении изменений в рисунок.
Начните с желто-зеленого карандаша и нанесите легкие штрихи вдоль центральной оси листа. Проработайте толстый стебель, добавляя цвет по обеим его сторонам. Затем перейдите на зеленый карандаш и покройте весь лист базовым цветом, предпочтительно выбрав натуральный оттенок зелени, близкий к желто-зеленому, для наилучшего результата.
Контролируйте интенсивность нажима, чтобы регулировать насыщенность цвета. Более сильное нажатие создаст более темные оттенки. Важно сохранить разнообразие значений на листе, держа их чуть светлее, чем на оригинальной фотографии, но в случае необходимости можно делать их темнее.
Для придания более естественного вида я добавил немного коричневого цвета на фон с легкими штрихами цветного карандаша без дополнительного нажима.

Шаг 7 — Использование черного и белого цветов
Постепенно добавьте черный цветной карандаш на самые темные участки листа. Это изменение подчеркнет значение и уменьшит яркость в этих областях. Также используйте черный карандаш для создания теней под одной из сторон листа. Обратите внимание на мягкость краев создаваемых теней. Начните с наиболее темных участков и постепенно уменьшайте давление. Убедитесь, что штрихи не размываются, чтобы избежать неестественного эффекта «каракулевого» вида.
С помощью белого цветного карандаша разбавьте штрихи на некоторых участках листа. Обратите внимание на то, как некоторые части листа (особенно возле стебля) становятся более гладкими, в то время как другие остаются шероховатыми внизу.

Как белый карандаш, так и бесцветный блендер помогают сгладить пятнистость от штрихов цветного карандаша. Однако белый карандаш снижает интенсивность цвета и осветляет его. В то же время бесцветный блендер не влияет на интенсивность и может даже немного усилить цвета.
Естественно, блендерный карандаш не изменяет сам цвет. Однако он распределяет цвет по мельчайшим белым точкам, которые просвечивают сквозь штрихи цветного карандаша. Устранение этих белых точек визуально углубляет цветовые оттенки.
Для работы с нижней частью стебля используйте желтый карандаш и добавьте немного красно-оранжевого оттенка на его кончик. Завершите создание стебля, добавив несколько точечек черным карандашом.
Шаг 9 — Использование бесцветного блендера
Теперь настало время тщательно смешать и разгладить все оставшиеся участки листа, не затронутые белым карандашом. Это придаст листу равномерную текстуру, которая будет хорошо выделяться на фоне грубой поверхности. Важно избежать использования блендера для отбрасываемой тени. Не смешанный карандаш позволит лучше передать мелкие неровности зернистой текстуры.

Шаг 9 — Тонкие настройки
Основная часть работы завершена. Теперь настал момент внимательного осмотра выполненной работы с возможностью внесения корректировок. Я чувствую, что мой лист требует углубления цвета. Есть возможность добавить немного зеленого оттенка поверх уже смешанного листа, чтобы подчеркнуть некоторые участки и сделать их более насыщенными.

Шаг 10 — Завершающие штрихи к нашему рисунку листа
Пришло время использовать темперу (гуашь или плакатные краски). Иногда эти виды красок называют непрозрачной акварелью из-за использования камеди арабика как связующего вещества, аналогичного акварели. Камедь можно легко удалить влажной губкой, если нужно исправить ошибки. Её связующие свойства делают её мягкой и управляемой.
Темпера также может использоваться как полупрозрачная краска. Для создания молочно-голубых/серых отблесков на листве добавьте немного воды в светло-голубую смесь. Белые блики и желтые крапинки остаются непрозрачными, так как вода не добавляется.
Дополнительные детали к фону можно добавить с использованием белой и черной темперной краски, что поможет объединить всю композицию и создать цельное визуальное впечатление.

Вот и все. Мы закончили. Может быть, этот лист и не дал надежду женщине из рассказа О’ Генри, но создавать его было очень весело.
Поделиться статьей с друзьями!