Как пользоваться правилом третей

Правило третей - это отличный инструмент для композиции, независимо от того, что изображается на картине. В данной статье рассказывается как эффективно использовать данное правило.

Даже если человек только учиться рисовать или уже профессионально создает собственные композиции, используя основные техники рисования и рекомендации, например правило Золотого Сечения, можно значительно повысить навык живописи и дизайна.

Правило третей - часто используется фотографами. Смысл в том, что если поделить любую композицию на трети, вертикально или горизонтально и затем разместить основные элементы параллельно этим линиям или на их пересечениях, можно получить более приятную для взгляда картинку, а также сделать её более занятной и подвижной.

Живописцы чаще всего применяют это правило в пейзажах. Также его можно применять в любых художественных жанрах: натюрмортах, изображении фигур и портретах.

правило третей композиция
Правило третей работает во многих художественных жанрах.

Правило третей ориентирует как разместить точки фокуса композиции. Если создать основные точки фокуса следуя пересечению любого из девяти прямоугольников, картина будет иметь баланс, как раз необходимый для того, чтобы картина стала интереснее и привлекательнее.

Точно так же можно размещать прочие элементы на картине, чтобы взгляд переходил от одного места фокуса к другому. Необходимо задействовать углы в картине, чтобы наблюдатель захотел вновь вернуться глазами к картине.

Ниже приведены примеры того, как мастера применяли правило третей для формирования динамичных картин.

1. Образы по правилу третей

образы по правилу третей
Здесь основные лица находятся на ключевых пересечениях. Правило третей восходит к классическому и ренессансному стилю живописи.

Правило третей ориентир в композиции. Его истоки восходят к классическому и ренессансному стилю живописи, хотя чаще он используется фотографами как инструмент для создания фотографий. Данная картина Валентина де Булонь отображает основных персонажей размещенных над разделяющей прямой, создавая динамическую постановку героев.

2. Правило третей в пейзажах

правило третей в пейзажах
В данном пейзаже правило третей диктует аккуратность расположения. Горы и дома располагаются слева в динамике.

Привило третей чаще всего используется именно в пейзажах. На этой работе Пьера Анри де Валансьен, линия горизонта находится в нижних третях, а огромная масса гор и декораций - в левой части. Так создалось впечатление подвижной сцены.

3. Принцип правила третей для асимметричных картин

правило третей для асимметричных рисунков
Применяя правило третей можно создавать асимметрию без хаоса.

Основная функция правила третей помогать создавать асимметричное построение картины. Если элементы композиции чрезмерно сбалансированы она становится скучной. А если изображения смещены по правилу третей, асимметрия и дисбаланс создают еще больше движения на картине.

4. Положение центров фокусировки по правилу третей

правило третей
Поместите центры фокусировки и прочие точки интереса на пересечениях.

Другое отличное решение, это использование правила третей для компоновки центров фокусировки. На этом портрете глаза опущены на верхнюю горизонтальную линию, в свою очередь она ведет к следующему центру фокусировки в ухе. Остальные точки интереса, такие как мягкий треугольник света, опираются на пересечение направляющих.

5. Направленный поток взгляда по правилу третей

правило третей
Разумное расположение центров фокусировки концентрирует взгляд на всей художественной работе. В этой картине Рубена основные точки интереса размещены на каждом пересечении.

Поток направленного взгляда — это следующее использование правила. На данной картине Рубена основные точки фокусировки - кабан, находящийся на пересечении. Вспомогательные точки интереса тоже опираются на пересечения. Действия в позах, сопровождают взгляд от одного центра фокуса или пересечения к другому.

Придерживаясь направляющим прямым и пересечениям, созданных правилом третей, можно создавать асимметричные и более подвижные картины.

Наблюдая за правилом третей на картинах других художников, можно переходить к практике. Это необходимо для того, чтобы появилась возможность создавать свои собственные картины. Ниже представлены три руководства, в которых показано как применять привило в натюрмортах, архитектурных рисунках и в изображении фигуры.

Правило третей в натюрмортах

Первая демонстрация с использованием правила третей для создания натюрморта.

1. Составить сцену руководствуясь правилом третей

сцена по правилу третей
Руководствуясь правилом третей составить натюрморт.

Начать необходимо с расположения объектов. Линии картины должны находиться на направляющих прямых или на пересечениях. Банан и его тень находятся параллельно нижней направляющей, а отблеск на манго опирается на верхнее правое пересечение, формируя подвижный центр фокуса.

2. Использование пересекающихся направляющих

пересекающиеся направляющие
Использование пересечений направляющих и привлечение внимания к световым эффектам.

Следующий шаг — это создание эскиза пользуясь пересечениями как ориентирами. Так же, создавая миниатюру можно продумать композицию темного цвета. Тут представлена нижняя и левая трети как основные затемненные участки. В то время как светлые участки располагаются в верхней части. Так создается динамическая точка фокусировки.

3. Блокировка

правило третей
Блокировать темные тени подстраиваясь под прямые направляющие линии.

Начать рисовать стоит, блокируя темные тени, постепенно добавляя глубокие цвета в тени и переходные тона. Чтобы сделать рисунок еще динамичнее и асимметричнее, стоит вытянуть тень банана. Так достигается усиленное выравнивание параллельно нижней направляющей прямой.

4. Добавление цвета

добавление цвета по правилу третей
Добавление цвета руководствуясь схемой сетки.

Затем следует добавить полутона и цвета. Как видно из рисунка верхняя треть целиком покрыта серым средним тоном, что помогает выделить центры фокуса. Выравнивание кривой поверхности стола для того, чтобы она легла на верхнюю направляющую прямую. Композиция приобретает более асимметричный вид.

5. Последние штрихи

последние штрихи
Использование густой и яркой краски в выделенной точке.

Чтобы закончить картину, необходимо добавить светлые тона, блики и последние штрихи. Свет на поверхности стола заполняет нижние две трети композиции. Яркая краска и различные техники являются центром внимания, что привлекает взгляд именно к основной точке фокуса.

Правило третей в городском пейзаже

Следующая демонстрация - это городской пейзаж, где используется правило третей для игры с высотой в архитектуре.

1. Выровнять основное фото с сеткой

фото с сеткой
Можно использовать правило третей в портретной ориентации.

Здесь слегка нарушено правило третей, так как используется вертикальная или портретная ориентировка. Основное фото показывает, что необходимо выровнять центральное сооружение с правильной вертикальной направляющей для получения более асимметричной и уравновешенной композиции.

2. Рисование и дизайн

рисование и дизайн
Подготовить набросок рисунка, перемещая элементы так, чтобы приспособить их к направляющим линиям.

Начинать стоит с наброска и дизайна. В наброске необходимо сместить центральный объект вправо для того, чтобы он опирался на правую вертикальную направляющую линию. Следует спланировать расположение других элементов в нижней части композиции для выравнивания их с нижней направляющей.

3. Закрепить основные элементы

элементы композиции
Заблокировать основные элементы композиции.

Блокировка темных участков и добавление цвета в тени. Этот шаг поможет закрепить основные элементы композиции, такие как центральная точка фокуса и темная нижняя треть. Так создается интересное напряжение с верхними двумя третями света.

4. Построение в полутонах и свете

построение по правилу третей
Добавление полутонов и света для контраста с темными участками.

Далее, добавление полутонов и света. Этим можно закрепить главные элементы картины. Точка фокуса башни отлично опирается на правую направляющую, а темные участки - на нижнюю. Цвета в небе добавляют значимый контраст с темными участками в нижней трети картины.

5. Добавление последних деталей

картина
Добавление последних деталей создает большую глубину и подвижность.

Для окончания картины, следует добавить деталей на темном переднем плане, наряду с большим изменением цвета и техники. Так формируется большая глубина и подвижность. Подчистить контуры центральной конструкции башни и использовать верхнюю направляющую для расположения небольших деталей и горизонтальных лучей.

6. Использование повторного деления в третях

последние детали на рисунке
Использование повторного деления в третях позволяет разумно разместить небольшие детали.

Фото показывает, как правило третей можно повторно поделить на трети для данной картины. Верхушка башни и центральные элементы тянуться вдоль направляющей. Многие нижние детали, цвета и небольшие штрихи, так же, лежат вдоль нижней секции.

Правило третей в изображении фигуры

Это последний пример представляет собой футуристическую фигуру, нарисованную акварелью. Здесь использована асимметричная композиция основана на правиле третей для того, чтобы подчеркнуть направленность картины.

1. Выстроить основное действие

правило третей
Здесь правило третей помогает создать динамическую картину фигуры.

Начать рисунок стоит с затенения тени, используя верхнюю направляющую для выравнивания основной позы. Это создает подвижную, асимметричную композицию. Затем выровнять лицо с помощью вертикальной направляющей для создания вторичной точки фокуса.

2. Создание асимметричного противовеса

действие на картине
Использование света и тени для создания асимметричного противовеса.

Затем, закрепление темных и светлых полутонов. Цвет стоит добавлять погуще и начать сглаживать четкие области тени. Наличие темных теней и полутонов доминирует в правой части композиции создавая асимметричное расположение. Это помогает уравновесить основную точку фокуса.

3. Добавление световых эффектов

создание противовеса по правилу третей
Баланс световых эффектов и насыщенного красного вдоль правой вертикали.

Далее, добавление световых эффектов. Так как свет падает на верхнюю направляющую это укрепляет композицию. Необходимо добавить света в основной точке фокуса. Для уравновешивания изображения следует добавить насыщенного красного цвета вдоль правой вертикальной направляющей. Таким образом получается простая и динамичная компоновка цвета.

4. Последние штрихи

световые эффекты
Дополнительные цвета обеспечивает вторичную точку фокуса и подвижный направленный взгляд.

Чтобы закончить рисунок нужно добавить больше цвета в точку фокуса, изменить технику для привлечения внимания к ударяющей руке. Для равновесия добавить насыщенных красных оттенков в глаза. Это даст картине другую точку фокуса и динамику направленного взгляда композиции.

Источник: Ссылка

 

Поделиться статьей:
 

ЭТО ТОЖЕ ИНТЕРЕСНО:

Похожие статьи:

Если хотите создать яркий акварельный пейзаж, возникает соблазн…

Келли Питерс была новичком в акварели, когда только начинала…

Южноамериканский мастер Альваро Кастаньет рассказывает о четырех…

Акварель – хрупкий материал для художников и коллекционеров. Можно…

 

 
Загрузка...