Как проверить акварель на светостойкость - мои тесты

Ранее я уже проводила схожее тестирование на светостойкость, но тогда свои результаты я усредняла с результатами, которые предоставляли производители красок. Теперь я пересмотрела свои взгляды и более не считаю, что это была хорошая идея: из-за метода усреднения только ещё больше закрепились ошибки в оценках.

Метод тестирования светостойкости красок

Пройдя через всё это, я хочу дать вам самый главный совет: каждый художник должен самостоятельно тестировать краски, поскольку ни один из опубликованных рейтингов не является на 100% надежным. 

Итак, что у меня было: 36 образцов красок, каждый из которых был разведен в градации от насыщенного цвета до более бледного, после чего все они были нанесены на отдельные листки акварельной бумаги, размером 12 на 16 см. Поперек каждого образца с насыщенным цветом я также провела несмываемым фломастером параллельные линии черного цвета, чтобы лучше увидеть изменения с прозрачностью. В результате получилось более 750 образцов. тест светостойкости акварели

Все они были затем закреплены на одном большом стенде и выставлены на открытом воздухе, где провели прекрасные 820 часов, глядя в сторону юга. Прогулка начиналась в 10 часов утра, когда была ясная и относительно безоблачная погода, а заканчивалась около 6 часов вечера. В дождливую, пасмурную и туманную погоду мы оставались дома.

Помимо этого, я вела электронную таблицу, в которой отмечала, какая погода стояла на улице и какое количество света получали образцы. Согласно ней, в среднем они получали по 6,5 часов солнечного света в сутки при средней максимальной температуре в 28 градусов и средним максимальным уровнем влажности в 52 процента.

Изменения в цвете оценивались в помещении при дневном освещении. В качестве устройства для измерения использовались оба мои глаза, а также картонка серого цвета с вырезанным в нем окошком.

Особенности пигментов

Как я уже говорила, различия в результатах на светостойкость неизбежны. Повторяю, вы должны критически относиться к опубликованным рейтингам, включая мой собственный. О чем говорить, если даже те оценки на стойкость цвета, которые публиковало American Society for Testing and Materials (ASTM), содержит в себе неточности касательно нескольких важных пигментов, о которых я буду говорить ниже. А ведь это их специализация! 

В некоторых случаях роль играет также бренд, чью краску тестируют: светостойкость конкретного пигмента от одной марки может настолько отличаться от светостойкости этого же пигмента от другой, что тестирование теряет всякий смысл. В частности, так произошло с пигментами Ганза желтая (Hansa Yellow), Берлинская лазурь (Iron Blue) и Диоксазин фиолетовый (Dioxazine Violet). По этой причине нельзя полагаться на результаты тестирования ASTM, пока они не проведут гораздо бОльшую выборку пигментов. 

В общем, я вас предупредила, а теперь приступаю к выкладке своих результатов. В чем-то они противоречат оценкам, уже опубликованным другими, а в чем-то с ними совпадают.

Ализариновый красный (Aalizarin Crimson). Этот пигмент не подходит для тех, кто профессионально занимается рисованием. Это даже не обсуждается. Достаточно сказать, что это подтверждено в каждом авторитетном испытании на светостойкость, которые проводились, начиная ещё с конца 19 века. 

Натуральный кармин (Genuine Carmine). Хорош как пищевой краситель, абсолютно бесполезен в качестве пигмента для художника. 

Марена розовая (Genuine Rose Madder). Хотя у меня пигмент вышел лишь ненамного светлее, чем Ализариновый красный, он также не подходит для профессиональной работы.

Нафтол красный (Naphthol Reds). Довольно часто у меня возникали проблемы со светостойкостью в тех красках, в которых использовался этот, а также оранжевый пигменты. Исключение -- Алый (Scarlet) и Нафтал красный (Naphthol Red), которые были наиболее долговечными из всех. Карминовый красный пигмент (Carmine), который представляют несколько торговых марок, лично я нахожу неудачным и стараюсь его избегать. Советую вам самим протестировать краски, сделанные на основе нафтолового пигмента. 

Ауреолин (Aureolin). У большинства брендов этот пигмент со временем выцвел и посерел. Лучше поискать другую альтернативу для желтого цвета. 

Кадмий желтый (Cadmium Yellows). Вообще, это один из самых надежных пигментов, но были парочку случаев, когда под воздействием света краска заметно темнела. Как правило, это были светлые и лимонные оттенки, в которых содержится больше цинка и, вероятно, некоторое количество свинца, которые и приводят к почернению кадмия. Поскольку этот эффект стал заметен всего через пару недель, то его легко можно будет выявить при простом тесте.

Синтетический железоокисный пигмент (Dynthetic Iron Oxides). За редкими исключениями, все железооксидные пигменты показывали хорошие результаты во всех моих тестах, проводимых в разные годы. Потемнела лишь незначительная часть пигментов. 

Фталоцианиновые зеленые пигменты (сюда относятся пигменты Зелёная Хукера (Hooker's Green), Лиственный Зеленый (Sap Green), Зеленый прусский (Prussian Green), Оливковая зелёная (Olive Green), Изумрудно-зеленая (Emerald Green) и прочие оттенки под кодовыми маркировками PG7 и PG36). Они доставили мне несколько хлопот, не исключая экземпляры от известных производителей. Как ни странно, но самыми проблемными оказались матовые и темно-зеленые смеси. Что касается ярких и желто-зеленых, то они показали хорошие результаты. В общем, будьте осторожны при использовании этих пигментов, однозначно их следует предварительно проверять. 

Берлинская лазурь (Iron Blue (а также Синий прусский (Prussian Blue), Антверпенский синий (Antwerp Blue) и другие, маркированные кодом PB27). Меня удивило то, насколько капризным и изменчивым оказался этот пигмент. Пигменты от лучших брендов, которые, казалось, производили впечатление надежных, в нескольких случаях показали заметное выгорание. Особенно нестабильно повел себя Антверпенский синий. Лучше его избегать.

Хинакардион розовый (Quinacridone Magenta). Пигмент, который в 1999 году получил от ASTM оценку “удовлетворительный”, показал светостойкость, аналогичную или даже превышающую светостойкость пигмента Квинакридоновый розовый (Quinacridone Rose), которому обычно ставят оценку “очень хорошо”. Какой бы бренд я не брала, качество пигмента только подтверждалось. Большой молодец, не заслуживающий такого пренебрежения. 

Диоксазин фиолетовый (Dioxazine Violet). ASTM дает противоречивую оценку этому пигменту. Я повторила тесты, уделив внимание разным моментам, и обнаружила, что светостойкость меняется от бренда к бренду. Самые высококачественные из них превзошли по светостойкости даже пигменты, которые я упоминала в Натфоле красном. Другое дело, что попробуй такие еще найти! Так что по возможности лучше избегать этот пигмент, если только у вас нет проверенного. 

Пурпурные пигменты (сюда входят Ультрамарин розовый (Rose Of Ultramarine), Перманент красно-фиолетовый (Permanent Violet Red), Перманент сине-фиолетовый (Permanent Violet Blue), Перманент фиолетовый (Permanent Violet), Кобальт сине-фиолетовый (Cobalt Blue Violet) и Кобальт Синий (Cobalt Blue)). В наше время производители добиваются фиолетовых и пурпурных красок, просто смешивая Ультрамарин синий с Ультрамарином розовым или с Маджентой, полагая, что два светостойких пигмента дадут в сумме ещё один такой же по стойкости. Тем не менее, мои тесты показали, что многие такие смеси не превосходят по стойкости пигмент Диоксазин фиолетовый (dioxazine violet ), которым их обычно заменяют. Лучше всего это заметно в смесях, где пурпурный смешивали с красным. С синим это не так бросается глаза. Если нужно добиться насыщенного цвета, то вполне подойдет Диоксазин фиолетовый. Для более мягких оттенков можно использовать в качестве замены такие пигменты, как Ультрамарин фиолетовый (Ultramarine Violet), Кобальт фиолетовый (Cobalt Violet) или Марганцево-фиолетовый пигмент (Manganese Violet) .

Цвета, полученные при помощи оксида цинка (к таким относится, к примеру, Неаполитанская желтая (Naples Yellow)). Часто замечала, что краски на основе оксида цинка белеют под воздействием солнечного света. Так происходит из-за того, что белый компонент, который в них входит, теряет свою непрозрачность. Приходилось иметь дело с парочкой красок, сделанных на основе оксида титана, и там я такого эффекта не замечала, да и репутация у них на уровне. Исходя из этого советую избегать любых красок на основе оксида цинка, а если вам нужны белые смеси, то смело берите краски на основе оксида титана.

Выводы

На этом всё. Разумеется, каждый художник волен выбирать себе те пигменты, материалы или техники, которые он пожелает. Цель моего тестирования была, во-первых, рассказать о светостойкости вообще и о том, как её измеряют, во-вторых, проинформировать насчет светостойкости тех красок, которые обычно используются и, в-третьих, допустить, что люди, покупающие произведения искусство, в курсе нюансов тех или иных материалов. Мне хочется верить, что те художники, которые предпочитают такие нюансы игнорировать, просто дезинформированы. В противном случае, они подрывают доверие рынка и понижают стоимость работ всех остальных художников. 

То же самое относится и к производителям красок, которые не публикуют информацию о светостойкости своей продукции, а если всё же делает это, то информация в ней либо вводит в заблуждение, либо полностью сфабрикована. 

В ходе своего тестирования я выделила несколько брендов, которые заслуживают доверия. Это Art Spectrum, Daniel Smith, DaVinci, Maimeri, M. Graham, Utrecht и Winsor & Newton. В своих красках они используют качественные пигменты и щепетильны в плане информирования об их светостойкости. Их сведения соответствовали тем результатам, которые я получила. По всем параметрам эти бренды получают высокую оценку. 

Что касается красок от таких брендов, как Blockx, Holbein, Lukas, Old Holland, Rembrandt, Schmincke, Sennelier и Yarka, то отношение моё к ним неоднозначное. Некоторые так вообще не публиковали никакой информации относительно светостойкости или явно полагались на общие рейтинги по пигментам, не вдаваясь в подробности относительно получаемых на их основе красок. Другие заявляли о достаточной стойкости пигментов, которые в моих тестах показывали обратное. Происходило это слишком часто для того, чтобы объяснить это просто производственным браком. Еще одни утверждали, что используют исключительно светостойкие пигменты, хотя некоторые ингредиенты, которые они используют в своих красках, известны своей переменчивостью. В общем, продукцию этих брендов следует использовать с осторожностью. 

Что касается образцов красок от Daler Rowney, то, к сожалению, я получила их как раз тогда, когда шло обновление всей линии, и мне досталась продукция как из новой коллекции, так из старой. Поэтому те серьезны недочеты с некоторыми красками, которые я выявила в ходе тестирования, возможно, относятся к старой линии. 

 

Источник: Handprint

 

Поделиться статьей:
 

Похожие статьи:

Стойкость акварельных пигментов может заставить относиться к ним с…

Я просто обожаю непредсказуемость акварели и гуаши, и в этом…

Если вы в течение определенного времени следили за моими статьями…

Попробуйте выполнить художественное задание, и узнайте, какими…

 

 
Загрузка...