Как выбрать лучший механический карандаш

Механические карандаши широко используются в школах и офисах. Они дешёвые и продаются в неограниченном количестве. Они притягивают взор, словно яркая жевательная резинка, и часто так же быстро выходят из строя. Неудивительно, что многие художники и шанса им не дают, даже несмотря на наличие высококлассных образцов. Слишком уж легко не разглядеть в таких карандашах потенциал, нечто особое, что оказывало бы сильное влияние на художественный стиль.

На фото представлены несколько образцов механических карандашей. Слева изображён одноразовый карандаш без возможности смены грифеля. В центре — несколько элегантных продвинутых моделей с возможностью замены грифеля, съёмными ластиками, отсеками под дополнительные стержни и автоматической подачей грифеля по щелчку. Справа и вверху изображения — цанговые карандаши со встроенными точилками и колёсиками настройки толщины стержня.)

3 причины, почему стоит использовать механические карандаши

Механические карандаши обладают некоторыми бесспорными преимуществами для художника:

  • Их движение легко контролировать.
  • Они не нуждаются в заточке.
  • Линии, накладываемые такими карандашами, яркие, чёткие и ровные (в отличие от обычных карандашных линий, варьирующихся по толщине и плотности в зависимости от уровня нажатия).

Читайте дальше, если хотите узнать больше об истории возникновения механических карандашей и о том, какие у них бывают особенности!

История механических карандашей

Истоки происхождения этого канцелярского предмета неразрывно связаны с историей появления графита. Всё началось мрачной ненастной ночью в Камберленде, в Англии 1564 года. Шторм повалил большой старый дуб, выдрав его с корнем из земли, и именно этот момент изменил привычный ход времени.

На следующее утро несколько любопытных крестьян совершили разведывательную вылазку. В глубинах огромной ямы, оставленной дубовыми корнями, люди нашли твёрдое и тёмное вещество. К их удивлению, обломки вещества, помимо других обнаруженных свойств, были способны оставлять видимые следы. Вскоре так называемый «чёрный свинец» (иногда его именовали свинчаткой) стал использоваться для письма. У «чёрного свинца» была масса преимуществ перед другими пишущими субстанциями: его отметки были более долговечными, чем следы угля или мела, и не выцветали так, как чернила. Ну и, конечно, «свинцовые» линии можно было стереть, в отличие от царапин по металлу: с этим прекрасно справлялся засушенный хлебный мякиш, удаляя следы как по волшебству.

Коллекция античных механических карандашей

Коллекция античных механических карандашей от Mabie, Todd & Co, приблизительно 1870 год. Фото: Джонатан Э. Вели.

Вскоре началась промышленная добыча найденного вещества. Из цельных кусков вытачивались палочки, которые затем оборачивали в бечёвку, раскручиваемую при надобности. Тонкие щепки покрывали воском, вставляли в полый тростник или в трубки из дерева или металла, чтобы было удобнее работать с пачкающим материалом. Спустя год после той знаменательной бури Конрад Геснер, признанный швейцарский учёный, написал о существовании нечта, по сути являвшегося предшественником современных карандашей. Геснер предположил, что «чёрный свинец», лежащий в основе изобретения, на самом деле являлся разновидностью сурьмы.

Действительный состав вещества прояснился лишь в конце 18 века: обнаруженный материал никак не был связан ни с сурьмой, ни со свинцом, а являлся аллотропной модификацией углерода. Субстанцию назвали графитом (от греч. grapho — записывать), но даже сейчас в английском языке сохранились названия blacklead и lead, которые корректно употреблять в отношении графита.

Джон Уолли. Выпуск 1954-го. 110,5х143,5 см. Графит (механический карандаш), бумага. 2007 г.

Джон Уолли. Выпуск 1954-го. 110,5х143,5 см. Графит (механический карандаш), бумага. 2007 г.

В 18 веке в моду вошли специальные держатели для карандашных грифелей. Бесчисленное количество их вариаций всё разрасталось, и в итоге ассортимент стал сродни тому, что мы можем увидеть сейчас на полках магазинов. Что-то не прижилось из-за недоработок, а что-то, напротив, можно было назвать гениальным. Образцы механических карандашей того времени сейчас можно найти в антикварных магазинах.

Примерно в это же время Никола Жак Конте (1755–1805) придумал смешивать графит с глиной в определённых пропорциях, чтобы добиться разных уровней твёрдости грифелей. Сейчас к этой смеси добавляют ещё и специальные полимеры, что позволяет производить очень тонкие стержни (от 0,2 до 0,9 мм). Современные механические карандаши появились именно благодаря разработке таких стержней.

Выбор и эксплуатация

Сегодня производится масса механических карандашей, различающихся по внешнему виду, размеру грифелей и даже цвету. Тем не менее если чем они (то есть карандаши) и схожи между собой, так это способом крепления стержня к внешней оболочке: он не прилегает к ней неразрывно, а, наоборот, способен извлекаться и вставляться обратно. Таким образом, стержни легко заменить, если потребуется.

Шери Ками. Лучший друг человека (Учебный набросок собачьих черепов). 40,6х50,8 см. Графит (обычный и механический карандаши), бумага. Работа в процессе.

Шери Ками. Лучший друг человека (Учебный набросок собачьих черепов). 40,6х50,8 см. Графит (обычный и механический карандаши), бумага. Работа в процессе.

В некоторых механических карандашах замена стержней производится через наконечник, в других — через цанги. Во многих предусмотрен такой механизм, что грифель выдвигается на комфортную длину по щелчку кнопки. У каких-то моделей есть дополнительный отсек под сменные стержни или они, как уже было сказано ранее, комплектуются ластиками. Чем дешевле продукт, тем больше вероятность, что он не приспособлен под стержни разной толщины, в то время как более дорогие модели подстраиваются под толщину и твёрдость. Внушительные металлические образцы, удерживающие грифели толщиной от 0,5 и выше и оснащённые точилкой, могут не совсем соответствовать стандартному определению механического карандаша, но художники используют их наравне с обычными моделями для больших работ.

Как и деревянные карандаши, механические ранжируются по твердости от 9H (наиболее твёрдых) до 9B (самых мягких). Посередине шкалы находится HB. Часто карандаши, приспособленные для письма, а не для рисования, имеют свою собственную шкалу от 1 до 4, где чем больше число, тем твёрже стержень. И, естественно, следует помнить: твёрдость или мягкость каждого отдельного карандаша варьируется в зависимости от производителя.

Марк Гонзалес. Автопортрет. 17,8х12,7 см. Графит (механический карандаш 2B 0,7 мм), бумага. 2016 г.

Марк Гонзалес. Автопортрет. 17,8х12,7 см. Графит (механический карандаш 2B 0,7 мм), бумага. 2016 г.

Художники могут использовать как только механические карандаши, так и комбинировать их вместе с обычными для достижения наилучшего результата. Как уже было сказано, среди преимуществ механических моделей — тонкость грифеля. Ведь ни один — даже очень хорошо заточенный — деревянный карандаш не может накладывать линии толщиной в одну пятую миллиметра. Таким образом, многие детали рисунка могут быть плохо проработанными.

Есть что-то красивое и впечатляющее в чётких и строгих линиях механического карандаша. Они позволяют сделать рисунок «чистым» и качественным. Нельзя недооценивать это. Для своего наброска «Лучший друг человека» я использовал как стержни в 0,3 мм (они помогли мне проработать детали и выстроить композицию), так и в 0,7–0,9 мм (позволили мне плотно заполнить фон, так что я избежал растушёвки и грязного оттенка).

Коста Ваваджиакис. Дарья ХХ. 43,2х35,6 см. Графит (механический карандаш HB 0,9 мм), бумага. 2015 г.

Коста Ваваджиакис. Дарья ХХ. 43,2х35,6 см. Графит (механический карандаш HB 0,9 мм), бумага. 2015 г.

Механические карандаши используются многими опытными современными художниками в качестве как основного, так и дополнительного инструмента. К примеру, Коста Ваваджиакис использует штриховку твёрдо-мягким карандашом с толщиной стержня в 0,9 мм, чтобы добиться того плавного оформленного перехода между светом и тенью, который невозможно получить никаким иным путём или инструментом. Коста утверждает, что любит, когда ему не приходится отрываться от работы для заточки карандаша.

Иногда сложно сказать, использует художник простой или механический карандаш, потому что в описании работы оба помечаются как графит. Но из того, насколько богат сейчас ассортимент механический карандашей, и из примеров работ в этой статье можно сделать вывод: серьёзные художники тоже обращаются к механическим карандашам и достигают с ними неплохих результатов.

Как выбрать карандаш для рисования - видео

 

Автор: Sherry Camhy

 

Поделиться статьей:
 

Похожие статьи:

Я уверен, что каждый художник и каждый человек по-разному видит…

То, какую акварельную бумагу вы выбираете для рисования, в этой…

В этой статье будут рассмотрены наборы лучших цветных карандашей…

Путешествуя по миру акварели, посвященному Всемирному акварельному…

 
Загрузка...