Если выбрать определённую палитру цветов для работы, это может ограничить возможности художника и помешать творческим экспериментам. Поэтому залог успеха для начинающего - удобная цветовая гамма.
Оцени, на что способна твоя палитра, испробуй новые сочетания, эффекты. Прогресс гарантирован только тогда, когда ты даёшь волю фантазии и наслаждаешься интересными опытами.
Ограничить выбор цветов или нет?
Если доступны разнообразные варианты, то нет смысла использовать только первичные и вторичные цвета. Но иногда художники избирательны к оттенкам, поскольку формируют личные предпочтения, стили и методики.
"Невозможно купить все возможные тюбики", - утверждает Пегги Дрессел, художница и преподаватель в Оукленде (Нью Джерси), - "Палитра даёт так много возможностей, и я пытаюсь уместить все необходимые краски в одной. И ещё я избегаю использования цветов, которые почти идентичны, только называются по-разному".
Дрессел предлагает два способа определиться с палитрой. Во-первых, нужно решить, что хочется изобразить. "Хотя я желаю, чтобы краски умещались в один диапазон, если я рисую цветы, я знаю, что в полупрозрачных лепестках есть вкрапления розового и пурпурного, которые не сочетаются с основной гаммой. Поэтому я просто добавляю их в палитру. Если я собираюсь работать над пейзажем, то добавляю большее количество "земных" оттенков. Я называю это специализированными палитрами, потому что они нужны для определённых проектов".
Её вторая рекомендация - определить тёплую и холодную версию каждого оттенка. Например, Дрессел использует тёплый оранжево-жёлтый (orangish yellow) и холодный жёлто-зелёный (greenish yellow) или красно-пурупурный (reddish purple) и сине-пурпурный (bluish purple). Это облегчает смешивание цветов и позволяет не беспокоиться о мутности.
Помимо этого, художница использует "земные" оттенки, прозрачные и непрозрачные, и гранулирующие цвета. В некоторых случаях слияния красок усиливают грануляцию, например французский ультрамарин (French ultramarine) и жжёная сиена (burnt sienna).
Базовая палитра Дрессел
Художница создала свой стандартный набор цветов, каждый из которых по-своему важен.
Красные, оранжевые и жёлтые
Кадмий красный темный (Cadmium Red Deep): "Средний красный цвет, приближенный к жёлтому. Я считаю его тёплым и редко прибегаю к нему - только когда рисую портреты. Он слегка непрозрачный, плохо сочетается с голубыми оттенками, потому что похож на жёлтый".
Тёмно-красный от Winsor (Winsor red deep): "Он заменил предыдущий цвет, так как тоже является средним красным с жёлтым оттенком и вдобавок прозрачным".
Перманентный малиновый ализарин (Permanent alizarin crimson): "Я использую краску Winsor & Newton. Это холодный тёмно-красный оттенок. Были сомнения по поводу его видимости, так что я заменила обычную краску на более розовую и яркую".
Кадмий оранжевый (Cadmium Orange): "Он варьируется от желтоватого до красноватого оранжевого. Но чаще я смешиваю гуммигут новый (New gamboge) с красными, чтобы получить оранжевый".
Лимонно-жёлтый (Lemon yellow): "Единственный холодный жёлтый цвет. Я не особо люблю его, потому что он бледноват. Он нужен только для абсолютно жёлтых участков, куда не хочется добавлять зелёный".
Ауреолин (Aureolin): "Мне по вкусу этот яркий прозрачный жёлтый. Он нейтрален и сочетается с чем угодно".
Жёлтый от Winsor (Winsor yellow): "Очень прозрачный. Почти как ауреолин, но более насыщенный".
Гуммигут новый (New gamboge): "Тёплый, почти оранжево-жёлтый и очень прозрачный".
Зелёные и синие
Виридоновая (Viridian): "Холодный и нежный прозрачный зелёный цвет, слишком неестественный по мнению студентов. Тем не менее он универсален в палитре зелёных и отлично сочетается с другими, образуя как холодные, так и тёплые оттенки".
Зелёный от Winsor с синим оттенком (Winsor green, blue shade): "Похож на виридиан, но не используется сам по себе. Лучше брать его для затемнений, смешивать с красными".
Зелёный Winsor с жёлтым оттенком (Winsor green, yellow shade): "Насыщенный. Я смешиваю его с оранжевыми, для получения сочного жёлтого, и он даёт тёмно-зелёный при смешении со жжёной сиеной. Я пыталась использовать его вместо зеленого Хукера (Hooker’s green), но обнаружила, что он теплее, и замена не совсем удачна".
Зелёный Хукера (Hooker’s green): "Я люблю этот тёмный, желтоватый и прозрачный цвет. У меня есть его тёплая версия, что хорошо смешивается с красными, синими цветами и так же со жжёной сиеной. Можно поспорить насчёт его светостойкости, поэтому я употребляю его реже, чем раньше".
Травяная зеленая (Sap green): "Тёплый зелёный, идеальный для первых акварельных работ. Художники любят брать его прямо из тюбика. В сочетании с французским ультрамарином он даёт тёмно-зелёный оттенок".
Кобальт синий (Cobalt Blue): "Я использую краску Holbein. По-моему, это самый приближённый вариант к чистому голубому. С его помощью я изображаю небо и затеняю белые объекты".
Французский ультрамарин (French ultramarine): "Тёмный, ярко-синий с примесью красного, из-за чего кажется тёплым. Этот цвет гармоничен с малиновым ализарином, образует фиолетовые оттенки, но плох для зелёных. Я обнаружила, что в изображении ночных деревьев этот цвет с жёлтым даёт соответствующий приглушённый зелёный".
Голубой Winsor с красным оттенком (Winsor blue, red shade): "Тёплый синий. Я попробовала его вместо французского ультрамарина в участках с затемнённой водой, и это сработало. Он годится для смешений фиолетовых".
Голубой Winsor с зелёным оттенком (Winsor blue, green shade): "Напоминает переливчатый синий от Holbein (Holbein peacock blue). При смешении с жёлтым получаются разнообразные оттенки зелёного. Оба цвета иллюстрируют, как тона влияют на смешения красок".
Берлинская лазурь (Prussian blue): "Тёмный и очень ценный. Я заменила им цвет индиго (indigo), потому что тот был слишком чёрным. Кроме того, у лазури есть примесь зелёного, так что она считается холодной голубой краской".
Небесно-голубой (Cerulean blue): "Матовый и холодный, годится для неба".
Дополнительные средства
Перманентный розовый (Permanent rose): "Я предпочитаю его, потому что он ярче и насыщеннее остальных. Но иногда использую другой розовый от Holbein (Holbein’s opera), недавно признанный перманентным".
Фиолетовый Winsor (Winsor violet): "Кое-что среднее в фиолетовом диапазоне".
Сиена натуральная (Raw sienna), жжённая и квинакридоновая сиена (quinacridone sienna) образуют оттенки земли вместе с квинакридоновым золотым (quinacridone gold).
Квинакридоновый золотой набирает популярность, - утверждает Дрессел, - Он прозрачный и даёт прозрачные зелёные тона, когда смешивается с синим. Цвет хорош для пейзажей - его стоит добавлять на деревья и скалы для полноты картины.
"Изначально многие пейзажисты использовали в основном французский ультрамарин, жжённую сиену и сиену натуральную или жёлтую охру (yellow ochre), но не достигали эффекта прозрачности. А с появлением квинакридоновых цветов мир живописи изменился - пейзажи стали органичнее, разнообразнее".
Обучающиеся художники используют цвет чёрной слоновой кости (ivory black), но его не должно быть на картине, как и белого.
"Я знаю, в наборах есть китайский белый (Chinese white), и студенты спрашивают, почему его нельзя использовать," - объясняет Дрессел, - "Конечно, невозможно обойтись без примесей белого в цветах, но так как белый непрозрачен, на картине его быть не должно".
Проверка красок перед работой
Картины Дрессел не включают в себя всю её палитру. На начальных этапах рисования важно усвоить - не обязательно использовать все цвета. И Дрессел старается выбирать лишь несколько нужных, чтобы они сочетались гармонично.
Перед тем, как приступить, художница пробует эффекты красок: красной, жёлтой и синей, смешивает их, помещает в цветовой круг. Цвета этой триады она может взять из своей палитры или оценить будущую картину и понять, какие ещё оттенки нужны. "Я выбираю красный, жёлтый и синий, подходящие к тематике рисунка, и смешиваю их в круге. Так я вижу, какие получу оранжевые, фиолетовые и зелёные тона. Обычно я пробую несколько вариантов и записываю их, решаю, стоит ли что-то менять и каким цветом дополнить палитру. Мне может понадобиться более подходящий оранжевый, так что я добавлю чистый оранжевый вместо того смешения, что у меня получилось. Если мне придётся рисовать много светлых участков, то я начну с триады светлых цветов и потом добавлю более тёмную.
Упражнения для правильного выбора цветов
Дрессел рекомендует нарисовать картину выбранными цветами, а потом заменить один цвет другим похожим и сравнить их. "Если ты привык рисовать французским ультрамарином, но хочешь увеличить прозрачность, попробуй вместо него голубой с красным оттенком. Кажется, они одинаковы, но в смешениях с другими видно, чем они отличаются". Художница рисует 5-7-дюймовые эскизы, где изучает цветовую композицию. Затем она вешает более привлекательный вариант на стену, как образец для полноценной финальной работы.
"Эксперименты с красками экономят время. Если я потрачу 20 минут на пересмотр выбранных цветов, это избавит меня от нужды начинать неудачную картину заново, и результат будет куда лучшим".
Теперь, когда ты знаешь обо всём, что нужно знать начинающему художнику, можешь приступать к акварельной живописи!
*Вклад в статью внёс Кристофер Уиллард
Автор: Courtney Jordan