Контроль воды при работе с акварелью

Я много раз видел, как акварельные картины не удавались лишь потому, что художник не умел регулировать количество воды на рисунке. Множество книг об акварели делают упор на красивые картинки и используемые материалы вместо того, чтобы подробнее остановиться на этом важнейшем вопросе, влияющем на успешность результата.

Самой распространенной причиной неудач является избыток воды, превращающий рисунок в размытое пятно. Итак, давайте разберемся в этой проблеме.

Всегда задавайте себе вопрос: «Где вода: на кисти, палитре или бумаге?»

Если у вас мокрая кисть и влажная бумага, то в результате вы получите море воды, произвольно растекающейся по всему листу. Чтобы иметь возможность контролировать количество влаги, необходима палитра с плоской емкостью для смешивания красок. В ней не будет накапливаться слишком много жидкости. В этом плане также удобны палитры с ванночками для пигментов, открытые с одного конца.

Пятью главными способами управления водой являются следующие техники:

  1. Сухим-по-сухому
  2. Сырым-по-сухому
  3. Сырым-по-сырому
  4. Сухим-по-сырому
  5. Полусухая кисть
  6. Сухим-по-сухому

В этом случае вы пишете по сухой бумаге полностью отжатой кистью. Поэтому когда вы набираете краску и наносите ее на лист, вода практически не принимает участия в работе. В результате получаются просвечивающиеся мазки как при лессировке.

(Нет воды на бумаге и фактически она отсутствует на кисти).

Сырым-по-сухому

сырым-по-сухому

Смысл этого метода в том, чтобы покрывать сухую бумагу водянистой смесью акварели. Такая размывка будет мягкой и подвижной в центре, но с четкими контурами.

(На бумаге воды нет, на кисти – есть).

Сырым-по-сырому

сырым по сырому

Когда лист смочен, а кисть наполнена хорошо разбавленной размывкой, итогом будет обилие жидкости на бумаге. Она не в состоянии впитать столько влаги, и пигменты начинают течь по поверхности листа. Если наклонять бумагу под разными углами, краски будут образовывать интересные формы и цветовые переходы. Однако управлять процессом их смешивания не удастся. Метод подходит для создания фона, но, чтобы получить хоть какие-то осмысленные формы, приходится полагаться на «счастливый случай».

Сухим-по-сырому

Закрасив фрагмент рисунка сырым-по-сухому, вы можете отжать кисть и снять часть краски с бумаги.

Этот эффект объясняется «обезвоживанием» кисти (на ней меньше воды, чем на листе). Жидкость с бумаги впитывается обратно в ворс кисти, делая этот участок рисунка более сухим, чем окружая поверхность. (Принцип тот же, что и при промакивании разлитой воды выжатой губкой).

сухим-по-сырому

Если повторить процедуру еще раз, предварительно выжатая кисть удалит с бумаги пигмент (не воду!). Попробуйте нанести его по-сырому и вы увидите, что мазки получатся отчетливыми и не растекутся. Влага снова впиталась в кисть, сделав только что закрашенную область более сухой по сравнению с остальным рисунком.

Понаблюдайте за тем, как влажная размывка заполняет полученную сухую область, сглаживая ее края. Это прекрасное средство отображения размытых дымкой контуров деревьев на заднем плане ваших пейзажей или мягких рефлексов.

Чтобы добавляемый цвет имел более светлый тон, промокните пигмент с кисти сухой бумагой перед нанесением. Это обеспечит «безводность» кисти.

(Бумага влажная, но кисть практически сухая).

Полусухая кисть – смешение красок

Техника сухим-по-сырому заключается в замещении одного цвета другим. Поэтому, если вы хотите нарисовать один фрагмент (например, небо) и при этом четко проработать другой, пока бумага еще сырая, этот метод – единственный возможный способ это сделать.

Смешайте первую акварель с водой (на плоской палитре) до достижения нужного тона. Наложите размывку сырым-по-сухому.

Промойте палитру и проделайте то же самое со вторым цветом. При необходимости сделайте этот оттенок светлее с помощью воды, чтобы его тон совпадал с предыдущей размывкой. Однако перед тем как набрать акварель, выжмите кисть. Затем мокните ее в краску только одной стороной. Так размывка заполнит одну половину кисти, делая ее полусухой. Это позволит вам наносить новый цвет по-сырому, не давая ему растекаться по всей бумаге. Вы полностью контролируете работу. Повторять процедуру можно неограниченное число раз, пока лист не высохнет. Все пигменты сливаются в один слой, сохраняя иллюзию свечения.

Как насчет «цветной капусты» (обратной размывки)?

Достичь этого эффекта можно, покрывая влажной акварелью слегка подсохшую краску. Вода новой размывки вымывает прежний слой цвета, создавая странные обесцвеченные фигуры.

Иногда это происходит случайно, когда капля воды падает с кисти на не совсем просохшую акварель. Никогда не пытайтесь исправить это, пока бумага не высохнет – вы только «польете водой цветную капусту», от чего она только «вырастет».

контроль воды

На рисунке вы видите, как вода случайно попала на едва подсохшую размывку.

Лессировка или смешение цветов?

Лессировка

Традиционные техники, которые чаще всего преподаются, подразумевают наслоение лессировок (сырым-по-сухому). При этом каждый последующий слой накладывается после высыхания предыдущего. Лессировки наносятся друг на друга, увеличивая общую толщину слоя краски на картине.

Этот метод позволяет добиться впечатляющих результатов.

Однако недостатком этой техники является то, что каждый новый слой лессировки подавляет видимость свечения рисунка. Объясняется это тем, что свет, создающий эффект сияния, должен проходить сквозь слои акварели и отражаться на обратной стороне бумаги.

Лессировка

Заметьте, что теневая лессировка накладывалась поверх окон. Это делает изображение однородным. Если бы окна прописывались позже, они бы выглядели «приклеенными».

Смешение цветов

Смешение оттенков достигается применением техник сухим-по-сырому или полусухой кисти, проиллюстрированных на рисунке. Нанесение акварели на влажную размывку позволяет пигменту соединяться с существующим слоем, а не покрывать его сверху. Иллюзия прозрачности при этом сохраняется.

Еще один пример смешения красок:

Смочите бумагу и добавьте новые цвета полусухой кистью.

Смешивание красок

Сырым-по-сухому: окна имеют жесткие, грубые контуры.

смешивание акварелей

В этой картине применялось большинство вышеописанных техник (но отнюдь не все). Помните, что если вы регулируете воду – вы контролируете и акварель.

смешивание цветов

Прием сухим-по-сырому позволяет прописать дверь, ступени и перила по влажной размывке, обеспечивая мягкость их контуров.

готовая картина акварелью

Готовая картина – «Особняк в Оранжвуде»

Уделив время освоению этих техник, вы улучшите свои навыки акварельной живописи. Все эти методы являются важными ступенями на пути развития вашего художественного мастерства. Овладение ими позволит вам сконцентрироваться на качестве искусства, отображаемого вашими рисунками. Композиция, план, единство, тон, цвет, интенсивность и прочие свойства при грамотном использовании помогут вам выделиться из толпы и обрести свой неподражаемый стиль!

Продолжайте рисовать и удачи вам!

(Особая благодарность Филлис (Илис) Франклин, выступившей в роли соредактора этой статьи).

Автор: Арнольд Лоури

 

Поделиться статьей:
 

ЭТО ТОЖЕ ИНТЕРЕСНО:

Похожие статьи:

Ошибки случаются. Важно лишь то, как вы справляетесь с ними,…

В этой статье собраны советы профессиональных художников тем, кому…

В свое свободное время легендарный акварелист Эдгар Уитни описал и…

Это распространенный вопрос, ответить на который непросто — я не…