Обучение рисованию акварелью для начинающих

Никакие средства не могут сравниться с изящной яркостью прозрачной акварели. Ей присуща свежесть и спонтанность, которые нельзя так просто воспроизвести с помощью масляной и акриловой краски. Не удивительно, что это средство так популярно! Тем не менее, рисование акварелью может быть сложной задачей. Это инструмент, сложный для освоения, в основном из-за того, что он не прощает ошибок и бывает непредсказуемым. Ошибки сложно исправить, и жидкая текстура акварели не позволяет контролировать ее. Хотя, это те самые качества, которые придают этой технике безупречное очарование. Если научиться работать с ней – и даже ее использовать – поведение воды, окрашенной пигментом, на бумаге порадует результатом.

Художники использовали краски на основе воды веками, но не раньше поздних 1700-х, когда были усовершенствованы технологии производства красок и бумаги, появилась та акварель, которую мы привыкли видеть в наши дни. Акварель – простое средство, сделанное из пигмента и аравийской камеди, наносится с помощью кисти и воды на белую бумагу, результат проявляется в чистоте и ясности, которые не могут быть воспроизведены другими средствами для рисования. Не смотря на, или, может быть, благодаря ее простоте, акварельные рисунки могут быть изящными или яркими и выразительными. Надеюсь, вам понравится эта статья о том, как научиться рисовать акварелью. 

 

Научитесь рисовать акварелью с этими советами о кисточках

Хорошие кисти – незаменимый инструмент для рисования акварелью. Для новичка кисти хорошего качества – необходимое вложение, они прослужат долго при должном уходе. Работа с кистями ненадлежащего качества разочаровывает, в то время как использование хороших кистей сделает ваше обучение новым техникам рисования акварелью намного проще. 

Хорошие акварельные кисти сделаны из натурального волоса или синтетических волокон. Самые лучшие (и самые дорогие) кисти из натурального волоса – колонковые соболиные. Кисти из красного соболя не такие дорогие, как колонковые, но у них превосходное качество. Соболиные кисти упругие, из-за чего они подстраиваются под руку художника. Синтетические кисти сегодня по качеству вполне конкурируют с соболиными, а также они более долговечны, поэтому очень ценны для художника. 

формы акварельных кистей

Формы кистей

  • Круглая: ее волоски формируют круглый кончик; эти кисти являются наиболее распространенными и удобными, потому что ими можно рисовать линии, а также широкие штрихи. Они различаются по размеру, от 00000 до 24; хорошим выбором будут кисти размера 3,5 и 12.
  • Плоская: край ее кончика ровный, поэтому у штрихов, сделанных с помощью этой кисти, есть углы. Такие кисти идеальны для нанесения одного цвета на большие области и для аккуратного подчеркивания краев. Размер измеряется в дюймах вдоль плоского края; хорошим выбором будут ½-дюймовая, ¾-дюймовая и 1-дюймовая кисти. 
  • Плоская побелочная кисть: эти большие плоские кисти могут удерживать много краски, позволяя художнику закрашивать большие области. 1,5-дюймовая и 3-дюймовая будут наиболее удобными.
  • Лайнер: маленькая круглая кисть с тонким кончиком хорошо подходит для того, чтобы проводить тонкие, ровные линии, а также, чтобы подписать завершенную картину. Держите под рукой кисть размера №1.
  • Моп (швабра): большая круглая кисть с мягкими волосками, может удерживать много воды во влажном состоянии, и впитывать много воды в сухом. Моп (швабра) эффективна при нанесении краски на большие области бумаги, промокания или смешивания красок, которые уже нанесены на бумагу. Удобной будет кисть размера №12.
  • Риггер: у этой кисти длинные и тонкие волоски, которые образуют тонкий кончик; она создает очень тонкие и длинные линии.
  • Флейц: эта широкая, плоская кисть с плоской ручкой используется для нанесения краски на большие области. 

Уход за кистями

  • Не допускайте, чтобы кисти находились в воде щетинкой вниз, даже недолго.
  • Ополаскивайте холодной водой после использования.
  • Стряхните лишнюю воду и придайте пучку форму пальцами.
  • Храните кисти в банке щетинками вверх.

Учимся рисовать акварелью на разной бумаге

Акварельная бумага варьируется по толщине и текстуре; хорошая бумага сделана из 100-процентного хлопчатобумажного сырья, хотя некоторые художники в восторге от синтетической бумаги. Толщина определяется по весу, в граммах на квадратный метр (gsm) или фунтах на стопку бумаги (lb). Стандартный вес – 150gsm/72lb, 190gsm/90lb, 300gsm/140lb, 356gsm/260lb и 638gsm/300lb. 

Характеристики акварельной бумаги, такие как белизна и текстура, определяются производителем; рекомендуется приобретать образцы различной акварельной бумаги и скетчбуки. 

  • Бумага, прессованная холодным способом прессуется между листами войлока и имеет четкую текстуру или с зазубринками; это наиболее универсальная и популярная бумага.
акварель на бумаге холодного прессования
  • Бумага, прессованная горячим способом пропускается через горячие валы, которые прессуют поверхность и создают гладкую, мелкозернистую текстуру почти без зазубринок. Она меньше впитывает, поэтому пигмент на ее поверхности выглядит ярче. 
акварель на бумаге горячего прессования
  • Шероховатая бумага не прессуется в процессе производства и у нее видны зазубринки, что позволяет частицам пигмента проникать в углубления, создавая зернистую текстуру.
акварель на шероховатой бумаге
  • Синтетическая бумага водонепроницаемая, поэтому краска не впитается. Сделана из полипропилена, у нее очень гладкая поверхность.
акварель на синтетической бумаге

Химия

Акварель состоит из мельчайших матовых пигментов, взятых из аравийской камеди, растворимого в воде сока акации, и может также содержать небольшое количество глицерина, глюкозы или формальдегида. Когда вода испаряется, аравийская камедь соединяет пигмент с бумагой. У гуаши, так же известной как непрозрачная краска, состав схож с акварелью, но с белым пигментом, добавленным, чтобы сделать ее непрозрачной. 

Акварель очень устойчива и не склонна к разрушению, но пигмент постоянно меняется. Американское общество по испытанию материалов (сейчас ASTM International) производит оценку устойчивости акварели в трех категориях: I – устойчивая, с прекрасной светостойкостью, II – с очень хорошей светостойкостью, III – неустойчивая и не светостойкая, IV – с плохой светостойкостью. Так как формулировки каждого производителя краски различаются, проверяйте классификацию ASTM на этикетке. 

Акварельные краски бывают высококонцентрированными в тубах или в маленьких, сухих блоках, называемых кюветами. Так как отношение краски к связующему материалу намного меньше, чем в масляных и акриловых красках, различные качества матовых пигментов наиболее хорошо видны в законченной картине. Некоторые акварельные краски прозрачные, некоторые непрозрачные; некоторые оставляют пятна на бумаге, другие нет, некоторые зернистые, так что мельчайшие частицы впитываются в углубления бумаги, создавая четкую текстуру. 

Безопасность и очистка

акварельный крест

С акварелью не используются никакие опасные растворители.

Аравийская камедь нетоксична, фактически, она содержится в еде и в клее на конвертах.

Акварель очищается легко мягким мылом и водой.

Так же как и пигменты, использующиеся в масляной и акриловой краске, пигменты в акварели различаются по токсичности.

Любая краска, содержащая свинец, кадмий, барий, хром или цинк, должна использоваться с осторожностью, чтобы избежать случайного попадания внутрь.

Не ешьте и не пейте во время работы с красками, и держите руки и кисти подальше ото рта. 

Необходимые инструменты

  • Палитра: существует множество различных видов палеток для акварели, как минимум, они должны быть ровными, белыми и невосприимчивыми к воде. Самые популярные – прямоугольной формы, с емкостями вдоль краев и плоским участком в середине для смешивания. (Палитра, изображенная ниже – дорожная)
  • Емкости для воды: они должны быть ударопрочные с широкой горловиной. Вам понадобятся как минимум две – одна, чтобы разбавлять краску, и одна для мытья кистей в процессе работы.
  • Губки: используйте губки для промокания лишней воды с кистей или чтобы смочить бумагу и создавать рисунки на сырой поверхности.
  • Скребки: воздействуйте на краску на бумаге с помощью мастихина, кредитной карты или кончика рукояти кисти.
  • Карандаш: для предварительного наброска.
  • Шаблоны и клейкая лента: они помогут вам сохранить белые области на бумаге.
  • Полотенца и салфетки: с их помощью можно высушить кисти и бумагу.
  • Бутылка с распылителем: используйте распылитель, чтобы не дать краске высохнуть на палитре и чтобы создать особый эффект на картине. (Распылитель, изображенный здесь, подходит для рисования под открытым небом. Для вашей студии подойдет распылитель побольше).
акварельные принадлежности

Акварельные техники

Заливка: базовая акварельная техника – заливка, нанесение краски для получения однородного цветного фона. Краска наносится кистью, смоченной в растворе, ровными, горизонтальными штрихами, каждый штрих немного попадает на предыдущий, спускаясь вниз по картине. Заливку можно сделать градиентной, добавляя больше или меньше воды в каждый штрих. 

акварельная заливка

Глазурь, глянец: глазурь – нанесение краски поверх высохшего слоя так, что нижний слой немного виден сквозь верхний. Слои разбавленного цвета могут быть нанесены сверху, чтобы сформировать цветовой переход.

акварельная техника глазурь

Влажное на сухом: в этой технике влажной кистью рисуют на сухой бумаге. Техника влажного на сухом обеспечивает максимальный контроль, потому что цвета не смешиваются и штрихи сохраняются отдельно.

акварельная техника влажное на сухом

Влажное по влажному: в этой технике краска наносится на влажную или сырую бумагу, позволяя цветам соединяться в непредсказуемом порядке, создавая нечеткие края и размывая цвет. 

акварельная техника влажное по влажному

Сухая кисть: проведение почти сухой кистью с небольшим количеством краски по сухой поверхности бумаги оставляет следы краски на неровностях бумаги. Лучше всего для этого подходит шероховатая бумага. 

Советы:

  • Смешивайте больше краски, чем, как вы думаете, вам нужно.
  • Не переборщите со смешиванием краски.
  • Очистите края тубы, перед тем как ее закрыть.
  • Используйте самую большую подходящую для вашей цели кисть; слишком маленькие и неподходящие кисти вызывают нерешительность и нервозность.
  • Помните о том, что акварель светлеет по мере высыхания.

Часто задаваемые вопросы

Как избежать тусклых, мутных цветов?


Одна из главных прекрасных черт акварели – чистый, ясный цвет. Чтобы сохранить его свежесть, используйте чистую воду и кисти, чтобы они не загрязняли цвета в вашей палитре. Смешивая цвета, старайтесь использовать только два цвета, максимум три. Не смешивайте слишком много цветов в палитре, не наносите одновременно слишком много цветов на бумагу. «Начать и закончить» - мой девиз.

Как получить белизну и световые эффекты?

Если вы правильно спланируете рисунок, вы можете оставить белые места на бумаге для светлых областей. Наносите краску вокруг светлых областей или используйте шаблон, который можно будет убрать после высыхания краски. (Помните, что удаление шаблона с влажной поверхности может быть проблематичным.) Когда вы нанесли цвет на бумагу, его можно промокнуть сухой кистью, губкой или салфеткой, пока он не высох, или счистить щеткой, если он высох. Также можно использовать белую гуашь для создания белых областей и световых эффектов.

Как избежать смешивания?

Смешивания и разводы появляются, когда одна краска на бумаге смешивается с другой, еще не высохшей полностью. Это меняет первоначальный цвет пигментов, создавая необычное «цветение». Некоторым художникам нравится такое случайное свойство, но если вы хотите предотвратить смешивание, вам не стоит задевать кистью с краской невысохшую краску. 

Нужно ли мне растягивать акварельную бумагу перед рисованием?

Легковесная бумага будет изгибаться в сыром виде, если она не растянута. Замочите бумагу в чистой воде на 10 или 15 минут; затем прикрепите ее к плоской поверхности с помощью ленты, скрепок, кнопок или клея, оставьте до высыхания. Бумага сжимается по мере высыхания, создавая натяжение по своей поверхности. Можно вырезать готовую картину с поверхности. Многие художники предпочитают рисовать на более тяжелой бумаге, чтобы избежать растягивания и сохранить края бумаги.

Источник: Ссылка

 

Поделиться статьей:
 

ЭТО ТОЖЕ ИНТЕРЕСНО:

Похожие статьи:

Гуашь сочетает в себе гибкость акварели и густоту акрила. В этой…

Я люблю учить своих учеников волшебству акварельной живописи! Это…

Так вы и вправду хотите освоить маркеры для рисования Copic? Что ж…

Следующий текст написан как руководство от художника – обладателя…