Почему хорошая работа начинается со скетча


 

 

Жорж Брак как-то сказал: «Если во мне просыпается аппетит к работе, мой скетчбук служит мне поваренной книгой». В статье талантливая художница Лиз Хейвуд-Салливан объяснит, как привычка вести скетчбук помогает подпитывать творческий «голод».

Вот несколько причин, почему блокнот для набросков может стать ключом к успеху. Наслаждайтесь!

Путешествие скетчбука

Я только что завершила очередной скетчбук, и чувства, испытываемые мною сейчас, сродни тому, что ощущаешь, дочитывая интересную книгу. Мне слегка жаль закрывать его и отставлять на полку к его собратьям. На протяжении многих лет они служили мне верой и правдой, ведя отчётность моего путешествия по миру искусства, всегда готовые наставить на истинный путь.

Они очень дороги мне, и я бы не раздумывая предпочла их любой своей законченной работе, случись мне принимать такое решение. Моё с ними взаимодействие похоже на разговор.

ведение скетчбука

Ведение скетчбука очень важно для художественной практики: оно даёт пищу для вдохновения. Фото: Дж. Майкл Салливан.

Преимущества схематичности

Существует множество причин, по которым любому художнику стоит завести скетчбук. Во-первых, это помогает при планировке. Прежде чем приниматься за следующий этап, я прорабатываю любую из своих картин на черновике: сначала намечаю форму эскиза и основные направляющие, затем перехожу к светотени и деталям. Наброски никогда не лгут, и если работа не смотрится сейчас, то ничто не изменится, окажись она на выставочном стенде.

Скетчбук — пространство для свободного творчества. Если возникают трудности с картиной (а у кого их нет?), можно забыть о ней на время и отвлечься на рисование чего-то еще. Неважно, насколько мал рисунок, главное — ежедневная практика.

скетчбук

Я всегда веду минимум два блокнота одновременно. Большой служит для работы в мастерской или на воркшопах, а малый я везде беру с собой. Фото: Дж. Майкл Салливан.

Зарисовки как пространство для мысли

В зарисовках художника раскрывается его душа. Непредназначенные, в отличие от картин, для посторонних глаз, они являются безопасным пространством для самовыражения и экспериментов.

Посмотреть на незаконченную работу художника или увидеть его скетчи считается большой честью. Открытость автора, неподкорректированные и чистые эмоции являют его индивидуальный гений.

Недавно я посетила две превосходных музейных выставки, посвящённые искусству рисунка. Как и простой люд, купающиеся в пиетете Микеланджело, Рембрандт, Сёра, Дега и Матисс использовали эскизы как пространство для размышлений над будущими работами.

наброски из скетчбука

Скетчбук — отличное место для обдумывания идей, создания эскизов и исследования форм объектов. Фото: Дж. Майкл Салливан.

Скетчбуки служили им местом для своеобразной разработки задумок, для безболезненного внесения правок или уничтожения не работающих на идею элементов. Генри Мур и Огюст Роден посредством рисунка экспериментировали с концепциями своих скульптур: в конце концов, бумага была не в пример дешевле металла и глины. Человек, работающий со скетчами, привыкает накладывать менее скованные штрихи, но его стиль по-прежнему узнаваем.

Поощрительный импульс

В своих блокнотах я делаю и простые записи, включая размышления, планы и информацию о творческих заминках. В начале каждого нового года я подвожу итоги прошедшего и ставлю цели на следующий.

Мне нравится иметь все это при себе и временами возвращаться к старым заметкам, чтобы отследить прогресс. Если я теряюсь и не могу сосредоточиться, они выступают в роли книг по саморазвитию. Кроме того, приятно иногда «пролистать» время назад на пару лет и обнаружить, что многие мои мечты осуществились. Мудрость скетчбуков помогает мне не сбиться с намеченного пути.

скетчи

Иногда я делаю скетчи, используя растворённый в разных пропорциях краситель, или рисую учебные наброски, помечая важные детали. Фото: Дж. Майкл Салливан.

Как-то раз я просматривала те из своих записей, что были сделаны после выпуска из колледжа. Тогда я отчаянно не хотела взрослеть, чувствовала одиночество, находясь в своей первой квартире, переживала разрыв отношений и никак не могла привыкнуть к переезду в большой город. О, где мои двадцать лет! Я бы не хотела пережить их снова, но среди старых каракуль обнаружила послание от молодой и на удивление неглупой версии себя.

В 22 года я записала, чего хочу от жизни: «Помогать другим, делиться знаниями, обучать, быть известной и уважаемой в своей профессии». Много лет спустя я была поражена тем, как точно мой жизненный путь следовал этой траектории, и даже сейчас эти слова придают мне решимости в трудные минуты.

Я считаю, что скетчбуки — прекрасный способ настроить себя на нужный лад. Подыскивая фото для этой статьи, я наткнулась на несколько любопытных идей. Наброски были сделаны давно, и я совершенно не представляю, почему еще не воплотила задумку в реальность (может, я просто ещё не была к этому готова), но меня накрыло тем же океаном воодушевления, что и тогда, когда я только-только сделала эти скетчи.

рисунок из скетчука

Этот скетч я привезла из Альгамбры, Испания. Он иллюстрирует удобство использования крафт-бумаги в сочетании с белой гуашью. Моя любовь к такой технике проявилась на первом году обучения в художественной школе, когда я поняла, что обожаю рисовать блики. Мы несколько месяцев рисовали только углём, а потом нам выдали ещё и белые мелки, так что мои работы обрели большую глубину, чем ранее. Фото: Дж. Майкл Салливан.

Две книги — две привычки

Постоянно с собой я держу два рабочих блокнота. Тот, что поменьше (примерно 9 на 14 см), помещается в сумочку и всегда под рукой, как телефон или кошелёк. Я предпочитаю скетчбук альбомной ориентации в твердой обложке от Moleskine.

Скетчбук побольше (около 23 на 30 см) я использую для серьёзных эскизов, беру с собой в путешествия и на мастер-классы. Обычно это Cachet Earthbound от Daler Rowney. К концу использования каждый блокнот приобретает индивидуальность, потому что я стабильно обклеиваю их стикерами, наклейками на бамперы и прочими памятными вещицами.

Для рисунков годится чёрный карандаш от Prismacolor или чёрный маркер от Sharpie. Не хочется, чтобы наброски испортились, поэтому я не рисую углём и простым карандашом. Для того чтобы расставить блики, беру с собой маленькую кисточку и белую гуашь.

цветная зарисовка в скетчбуке

Для цветных зарисовок можно использовать чёрный маркер, белую гуашь или акварель, но только не пастель, графит или уголь! Они очень недолговечны. Фото: Дж. Майкл Салливан.

И вот она я, готовая завести очередной скетчбук. Уже интересно, куда мои путешествия его занесут. Или, может, стоит перефразировать: куда его путешествие занесёт меня?

О художнице

Лиз Хейвуд-Салливан — престижная художница, выставлявшаяся в Vose Galleries в Бостоне. Она автор книги «Рисуем великолепные небо и воду пастелью», вела несколько мастер-классов на Artists Network TV, включая «Секреты композиции: как организовать картину», «Пейзажи пастелью: ранняя зелень» и «Пейзажи пастелью: летняя волна». Вы можете узнать больше о Лиз, посетив её вебсайт.

Источник: Ссылка

 

Поделиться статьей:
 

Добавить комментарий

Ограниченный HTML

  • Допустимые HTML-теги: <a href hreflang> <em> <strong> <cite> <blockquote cite> <code> <ul type> <ol start type> <li> <dl> <dt> <dd> <h2 id> <h3 id> <h4 id> <h5 id> <h6 id>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.

Похожие статьи:

Постигайте основы акварельной живописи со Стивом Кёрлом! Это…

Обязательно ли автору перед продажей работ разрабатывать фирменный…

Акварель прекрасна. Я понял, как пользоваться ей, когда учился в…

Никакие средства не могут сравниться с изящной яркостью прозрачной…