Рисуем карпа - эффект батика в акварели


Многие люди отметили, что некоторые из моих работ напоминают своей стилистикой батик. Такого эффекта можно достичь благодаря особой технике, с которой я случайно познакомился несколько лет назад. Конечно, акварель всегда идет рука об руку со случайностями, но приручить их и заставить работать на себя – совсем другое дело. В этой заметке я расскажу об одном способе использования непредсказуемого взаимодействия бумаги и краски для достижения нужного эффекта.

Эта техника очень хорошо подходит для создания ощущения глубины и интересных текстур. Я использовал ее в нескольких вариациях картины, оригинал которой привожу в этой статье.

Рисуем карпа акварелью - шаг 1

На рисунке изображен карп кои. Моделью мне послужила рыбка, живущая в пруду Уинтертур, которая милостиво позировала мне, пока я ее фотографировал. Наброски, сделанные тогда, послужили мне основой для более чем тридцати картин. И эти картины довольно неплохо продавались. Да что уж там, теперь эта рыбка встречается в иных домах чаще, чем кабельное ТВ.

А теперь к делу. Наша картина будет всего лишь вполовину листа (15х22, дюймов), поэтому работа не займет много времени. На первом рисунке - основа композиции. Фон я позже украшу водорослями. Бумага, которую я использую – Arches 156 фунтов горячего прессования. Никакой предварительной подготовке поверхность листа не подвергается. Я никогда не натягиваю лист. Если он начинает пузыриться, я спрыскиваю его немного водой и оставляю сохнуть под тяжелым стеклом. Писать можно чистой акварелью или акрилом, смешанным с водой; разница только в том, что акрил высыхает быстрее.

Рисуем карпа акварелью - шаг 2

Я начинаю с легких набросков фона вокруг контуров рыбы и водорослей. На этом шаге трафарет упростил бы жизнь, но его отсутствие играет на руку эффекту, которого мы пытаемся добиться. Я здесь использую голубой ФЦ (phthalo blue), смешанный с сиеной натуральной (raw sienna) – отличная комбинация для изображения морских глубин. Кроме того, используется берлинская лазурь (prussian blue), синий ультрамарин (ultramarine blue), лазурно-синий (cerulean blue), золотой и красный хинакридон (quinacridone gold and red). После изображения фона я добавляю немного воды для создания характерных подтеков, которых люди обычно стараются избегать. Я же, напротив, их очень люблю, они так и кричат «это акварель!».

На этом, в сущности, подмалевок закончен, и теперь все готово для создания эффекта батика. Но вначале лучше показать более простую версию рассматриваемой техники. Итак, перейдем к водорослям.

Рисуем карпа акварелью - шаг 3

Я только что намекнул на то, что есть два способа добиться желаемого эффекта: с подмалевком и без него. Подмалевок нужен для создания ощущения большой глубины, что прекрасно подходит для морского фона, но для изображения водорослей мне не очень нужна глубина текстуры, поэтому здесь мы пропустим первый шаг и перейдем сразу к делу.

В рассматриваемой технике принципиально контролировать процесс высыхания. Обычно я работаю постепенно, на небольших участках. Закрашиваю столько, сколько успеваю, прежде чем что-нибудь начнет застывать. Как только наступает этот момент, я беру в руки фен и подсушиваю бумагу. Когда область подсохла на 50-75%, я поднимаю рисунок и взбрызгиваю его водой, чтобы смыть невысохшую краску. В результате получаются прекрасные узоры, которые очень тяжело спланировать и изобразить обычным образом.

Это и есть сущность техники батика: смыть краску, которая не успела высохнуть. Овладение техникой происходит по мере понимания того, сколько времени надо подсушивать рабочую область, сколько использовать краски и воды. Например, можно заметить, что первыми высыхают края. Пульверизатор тоже можно использовать по-разному: где-то достаточно легкого вспрыскивания, а где-то понадобится напор посильнее. Технику несколько сложнее применять при использовании акриловых красок, поскольку они застывают намного быстрее, чем акварель. В обоих случаях я стараюсь смывать краску в сторону более влажной области рисунка, так всегда можно вернуться на шаг назад и повторить процесс, если в первый раз смылось слишком много краски.

На этом рисунке я практически закончил водоросли.

Рисуем карпа акварелью - шаг 4

Затем я начинаю работать над рыбой.

Рисуем карпа акварелью - шаг 5

При нанесении красок бумага должна быть влажной. Я не использую технику батика для изображения рыбы – хорошего должно быть в меру.

А теперь немного истории

В самом начале я упоминал, что обнаружил эту технику случайным образом. Когда-то давно у меня появилась привычка просто скидывать рисунки на пол и окатывать их ведром воды, если результат мне не нравился. И в какой-то момент я заметил, что то, что получалось, обычно превосходило исходную задумку.
На рисунке вы видите одну из первых работ, где я сознательно использовал эту технику. В этой работе неплохо ухвачены вид и текстура края морского ушка.

Морское ушко. Акварель, 30х40 дюймов.
Морское ушко. Акварель, 30х40 дюймов.

А эта картина - одна из моих любимых абстракций. Все эти странные узоры были получены с помощью смывания влажной краски.

Вслед за Ротко #2. Акварель, 20х20 дюймов
Вслед за Ротко #2. Акварель, 20х20 дюймов

Но вернемся к исходному рисунку. Дальнейшие шаги посвящены использованию техники батика поверх уже написанного подмалевка. Я смешиваю синий кобальт (cobalt blue) и красный краплак (alizarin crimson) поверх одной из областей, изображающих воду. Я тут же высушил ее феном, включенным на минимальную мощность. Сначала надо высушивать края, поскольку на центр обычно уходит больше времени.

Рисуем карпа акварелью - шаг 6

Когда область высохла на 50-75% (см. рисунок выше), я смываю невысохшую краску с помощью пульверизатора.

Рисуем карпа акварелью - шаг 7

Что приводит к такому эффекту:

Рисуем карпа акварелью - шаг 8

Обратите внимание, что края стали темнее, а области, с которых была смыта вода, обнаруживают краску первого слоя - приятный, естественный эффект, создающий большую глубину. Добиться такого умышленно фактически невозможно, но я бы не назвал это только счастливой случайностью. Применение техники предполагает высокую степень контроля над процессом. То, что происходит, конечно, зависит от бумаги и температуры, и в этом смысле процесс непредсказуем, но, тем не менее, вся суть - в красках, хорошо подобранных цветах. Поэтому экспериментирование со смешением красок и использованием фена помогут получить лучший контроль над эффектом.

Еще раз отмечу, что лучше смывать краску в сторону более влажной области рисунка. Если там недостаточно краски, вы всегда сможете ее добавить. Я уже давно перестал добиваться полной однородности изображения, поскольку понял, что разнообразие работает лучше.

Вот законченная половина водного фона:

Рисуем карпа акварелью - шаг 9

Необычные узоры подмалевка, просматривающиеся из-под второго слоя краски, превосходно дополняют своим разнообразием общую текстуру изображения.

Рисуем карпа акварелью - шаг 10

Помимо эффекта батика, обратите внимание, как темные границы каждой из областей создают впечатление будто бы запачканного стекла.

Я очень внимательно следил за тем, чтобы границы рыбьего хвоста не были такими же темными как остальные закрашенные края. Поскольку рыбий хвост на картине отведен в сторону от смотрящего, его краям лучше быть мягкими и расплывчатыми. В дальнейшем я смягчу их еще больше.

На крупном плане видно, что краска не всегда наносится вплоть до границ рыбы или водорослей. Это для того чтобы сохранить интересный вид этих границ, который они уже приобрели к этому моменту. Кроме того, остающиеся небольшие участки белого листа добавляют границам немного света. Конечно, эти области приобретут некоторый оттенок после последующих смывок краски, но излучаемые ими переливы все-таки сохранятся.

Сохранение светлых участков - это хороший прием, который я довольно часто использую (более подробно он описан в моей статье, посвященной тарантелле). Все, кто когда-либо закрашивали фон вокруг предметов, поймут, о чем я говорю. По мере добавления краски и совершенствований (или исправлений) возникает все большая опасность залезть на предмет. При письме влажными красками по влажной поверхности это становится еще более вероятным. В итоге границы предмета все уменьшаются, и уменьшаются, и уменьшаются… Это особенно критично на маленьких полотнах, где каждый миллиметр играет главную роль.

Теперь я изображаю верхнюю часть водного фона. Я немного изменил цвета и сильно разбавил краски, когда закрашивал правый верхний угол, с тем чтобы тона подмалевка были видны более отчетливо в этой области.

Давайте еще раз опишем технику батика:

  • Нанесите краску поверх подмалевка (см. рисунок снизу)
Рисуем карпа акварелью - шаг 11
  • Используйте фен, чтобы подсушить область на 50-75%
Рисуем карпа акварелью - шаг 12
  • Поднимите рисунок вертикально и смойте пульверизатором все, что не успело высохнуть.
Рисуем карпа акварелью - шаг 13

Три простых шага - и желаемый эффект будет достигнут. Оставим теперь нашу технику немного в стороне и перейдем к основному изображаемому предмету.

Рисуем карпа акварелью - шаг 14

Я сделал цвет рыбы чуть более насыщенным, влажным по влажному, позволяя краске стекать на незакрашенные участки. Я использовал азо золотой хинакридон/никель (quinacridone/nickel azo gold), жженый оранжевый хинакридон (burnt orange quinacridone), красный хинакридон (quinacridone red), ализариновый кармазин (alizarin crimson), желтый кадмий (cadmium yellow) и сирену натуральную.

Рисуем карпа акварелью - шаг 15

Затем я добавил воды, чтобы придать оттенок некоторым незакрашенным частям. Эта фотография сделана до того, как я использовал пульверизатор. Когда все выглядело так, как мне было нужно, я положил лист под пару настольных лапочек, чтобы его просушить. Деликатная смывка может быть испорчена, если сушить феном.

Желая смягчить очертания рыбы я обвел ее контур резкой голубой полосой. Надеюсь вы сможете ее разобрать на этой ужасной фотографии.

Рисуем карпа акварелью - шаг 16

Теперь пускаем в ход пульверизатор, и размываем нашу голубую полосу, чуть наклоняя лист в нужном направлении.

Рисуем карпа акварелью - шаг 17

Когда все стало выглядеть как должно, я положил лист сушиться под лампы. В одном месте бумага немного прогнулась, поэтому я придавил это место тяжелым предметом.

Рисуем карпа акварелью - шаг 18

В этом месте очертания рыбы начинают сливаться с фоном.

Рисуем карпа акварелью - шаг 19

Я снова занялся водорослями, влажным по влажному, чтобы сделать краски более сочными (в процессе добавив несколько дополнительных оттенков). Я позволил зеленой краске вытекать за границы контуров растений, чтобы смягчить их очертания и сделать их более органичной частью общего фона.

Рисуем карпа акварелью - шаг 20

Теперь наложим немного теней снова влажным по влажному. Лучше всего начинать с темных участков на картине; новая краска, расходясь из этих областей, будет выглядеть более естественно. Таким же образом я пару раз прошелся вокруг растений и листьев.

Рисуем карпа акварелью - шаг 21

Тени помогают организовать изображение в целом, придавая ему некоторый фокус, поэтому зеленные пятна теперь не выглядят такими неаккуратными как раньше.

Рисуем карпа акварелью - шаг 22

На этой фотографии можно видеть, что хвост рыбы все больше и больше уходит в глубь фона.

Рисуем карпа акварелью - шаг 23

Затем я снова прошел по контуру рыбы, но на этот раз несколько иначе: с помощью маленькой кисточки я добавил линию, напоминающую стежки швейной машинки. Используя почти чистый цвет и держа кисточку вертикально, я прошелся по контуру рыбы, нанося штрихи резкими колющими движениями. Бумага при этом должна быть влажной. Важно не закрасить весь контур, а нанести ровно столько краски, сколь нужно, чтобы создать определяющий контраст в нескольких местах. Поскольку бумага влажная, краска слегка растечется как в сторону рыбы, так и в сторону фона. То же самое стоит проделать и в других местах картины. Мне нравится получающийся эффект, но главное не перестараться. Лучше сделать чуть меньше, чем переборщить.

Я хотел, чтобы стебли и листья выделялись больше в местах, где они переплетаются. С помощью лезвия бритвы я слегка прочертил их контуры в местах пересечения. Чтобы граница была не слишком выраженной, я чередовал тонкие линии с точечными пятнами краски и пустыми пробелами. Все это на влажной бумаге, как и на предыдущем шаге. Лезвие прекрасно подходит для нанесения тонких линий, поскольку на нем помещается достаточно краски, чтобы покрыть сразу несколько дюймов.

Рисуем карпа акварелью - шаг 24

Следующую процедуру многие, кто работает с акварелью, проделывают неохотно, либо вовсе стараются ее избегать.*

Рисуем карпа акварелью - шаг 25

Смешав голубой ФЦ (phthalo blue) и голубой ультрамарин (ultramarine blue), я нанес широкие, страшные полосы поперек всего рисунка. Зачем? Потому что вода окружает предметы со всех сторон, в том числе и со стороны смотрящего на картину. Этот прием позволяет устранить неприятный эффект словно приклеенных к картине рыбы и растений. Незамысловатый трюк - и рыба действительно помещена в воду. Немного наклонов листа, спрыскиваний водой, все как обычно, но напоследок я коснулся некоторых мест полотенцем, особенно там, где было важно оставить светлые места.

*Я так же описываю ее в других статьях: «Большие картины акварелью: Увядшая Слава» и «Акварелью в натуральную величину – Тарантелла»

Теперь водная среда выглядит живо и естественно. Голубые полосы расплылись, придав цвета прилегающим областям, и создали иллюзию подводных теней. Некоторые ранее яркие места, теперь приглушены, другие, напротив, теперь лучше выделены.

Рисуем карпа акварелью - шаг 26

Проделывать этот трюк страшно в первые несколько раз. Этим действительно можно испортить всю работу, если не проявить необходимой осторожности. Тем не менее, пока бумага влажная, большая часть ошибок может быть просто смыта до того, как краска высохла.

Я добавил несколько брызг зубной щеткой, чтобы смягчить нижнюю часть рыбы.

Рисуем карпа акварелью - шаг 27

Затем я нанес еще несколько легких брызг темной краской и грунтовкой. Более подробно я описал приемы нанесения брызг в упомянутых выше статьях. На этот раз я поступил несколько иначе: когда брызги практически высохли, я взбрызнул их (да, да!) пульверизаторам, так чтобы смыть центр и оставить аккуратные маленькие кольца. Мне нравится, как они выглядят, не знаю почему. Может быть, они напоминают пузыри?

Рисуем карпа акварелью - шаг 28

Я подождал еще день, на случай если мне захочется добавить что-то еще. Было ощущение, что необходимо внести какие-то дополнительные штрихи, и я подсушил фон только слегка.

Спасибо, что прочитали эту статью, надеюсь, она послужит кому-то почвой для новых идей!

Рисуем карпа акварелью - шаг 29
Радость Кои. Николас Симмонс, 15х22 дюма, акрил, акварель, 2004.

Источник: Ссылка

 

Поделиться статьей:
 

Добавить комментарий

Ограниченный HTML

  • Допустимые HTML-теги: <a href hreflang> <em> <strong> <cite> <blockquote cite> <code> <ul type> <ol start type> <li> <dl> <dt> <dd> <h2 id> <h3 id> <h4 id> <h5 id> <h6 id>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.

Похожие статьи:

Отточите мастерство живописи по-сырому вместе с известным…