Светотень в картине – ключ к реализму

Чтобы создать картину настолько реальную и осязаемую, будто в нее можно забраться, нужно использовать светотень.

Она помогает создать в картинах правдоподобное пространство, настроение, атмосферу и различные «спецэффекты». Она может стать универсальным инструментом, если использовать ее с умом. 

Что же такое светотень?

«Светотень» — это сочетание теней и света на определенном объекте. 

светотень

Что подчеркнуть светотень, картину обычно делают черно-белой, без других цветов. Черный, белый и множество серых оттенков используются для того, чтобы обозначить свет или тень (их иногда называют тонами). 

 

С помощью светотени мы видим 

для чего нужна светотень

Светотень не просто важна для картины – именно она позволять нам увидеть форму. Наше визуальное восприятие зависит от света. Когда мы что-то видим, это значит, что предмет находится рядом с источником света. 

Когда предмет отдаляется от него, то он становится менее освещен, а значит постепенно затемняется. В конце концов, предмет оказывается в тени, где до него не может добраться свет. Большое количество тонов и полутонов в светотени вызвано именно передвижением объектов ближе и дальше от источника света. 

Именно из-за различий света и тени мы видим формы предметов. Различия тонов делают предметы трехмерными. Для примера мы можем оглядеться. Вы сидите за столом? Почему он выглядит трехмерным? Потому что боковая поверхность отличается от верхней оттенком, так? Одна из них наверняка светлее, а другая – темнее. 

Когда мы рисуем светотень, мы изображаем то, как свет падает на предметы, чтобы создать иллюзию трехмерности. 

Чтобы создать реалистичный рисунок, мы имитируем светотень реальной жизни. 

Соотношение света и тени

Картина Альфонса Муха

Так почему же светотень является ключом к реализму?

Ну, мы знаем, что она создает иллюзию формы и трехмерности. Но, в частности, именно соотношение света и тени предмета позволяют ему выглядеть реалистично. 

«Соотношение света и тени» — это то, насколько оттенки темные или светлые по сравнению друг с другом. 

Чтобы рисунок получился правдоподобный, соотношения света и тени должны быть идентичны реальности. 

фотография сферы

Предлагаю посмотреть на эту фотографию сферы, чтобы понять важность соотношений света и тени. 

Что будет, если я изменю всего лишь один оттенок (и таким образом поменяю соотношение света и тени всей картины)?

тень на сфере

Вот тут я заметно осветлила тень лишь на сфере, больше ничего не меняя. 

В итоге картина выглядит ненатуральной и пренебрегает логикой.

Сфера как будто отражает очень сильный свет, направленный на ее нижнюю часть. Но откуда он мог появиться, если поверхность, на котором находится шар, никак не реагирует на него? Кроме того, осветление теней сферы привело к тому, что она потеряла трехмерность.

Если бы вы допустили такую ошибку в рисовании, то и результат получили бы такой же: картинка выглядела бы нереалистично, потому что соотношения света и тени отличаются от реальных.

Если вы неправильно передадите это соотношение, то у вас не получится убедительная картина. 

Именно поэтому так важно изучить светотень и привыкнуть к ней. 

Светотень и иллюзия

Рисунок Марины Фридман

Рисовать — значит создавать иллюзии. В конце концов, мы используем уголь (который, на самом-то деле, всего лишь обгоревшая веточка) и лист бумаги, чтобы изобразить кожу, волосы и одежду человека или кирпичи, стекло и металл городского пейзажа. 

Когда мы рисуем, то стараемся создать иллюзию светотени, которую видим в природе. Конечно, по некоторым причинам, мы не можем полностью передать настоящие тона:

  1. В природе бесконечное число тонов. Наше зрение довольно скудное, так что мы не можем увидеть все природные оттенки. 
  2. Наши инструменты для рисования не идеальны – с помощью карандаша и бумаги мы можем передать лишь малую часть оттенков. 

Правда, это не мешает нам создавать реалистичные иллюзии форм, потому что нам не нужно бесконечное число оттенков, чтобы создать правдоподобные рисунки! 

Мы может изобразить то, что видим, упростив это. 

Упрощенные рисунки зачастую выглядят более реалистично, чем те, где автор занес каждый полутон и каждую маленькую деталь, которую смог увидеть. Художники это поняли сотни лет назад, а после изобрели систему упрощения и организации оттенков, которая называется…

Шкала оттенков серого

Художники используют систему из девяти тонов от белого к черному, которая называется шкалой оттенков серого. В ней находятся четыре светлых оттенка (от 1 до 4), один средний (также называющийся полутоном) и четыре темных (от 6 до 9). Эта шкала фактически является упрощенной градацией. 

шкала оттенков серогокарандашный рисунок

Оттенки на этой шкале становятся визуальным алфавитом при создании картины. Можете представить, будто каждый из оттенков это одна из букв. Сама по себе буква почти ничего не значит. Но когда ее соединяют с другими буквами, создавая слова, получается язык, с помощью которого мы общаемся.

Таким же образом мы соединяем оттенки, получая картины – визуальную форму общения.

Тон в рисунке. Техника рисования в стиле PIN-UP - видео

 

Источник: Ссылка

 

Поделиться статьей:
 

ЭТО ТОЖЕ ИНТЕРЕСНО:

Похожие статьи:

В процессе рисования карандаш имеет гораздо большее значение, чем…

Изображение телесных оттенков в живописи может вызывать…

Начинать знакомство со светотенью следует с создания тональной…

Гейл Доуэлл, создательница украшений и художница.На данный момент…