С помощью этого урока вы научитесь живописи в технике кьяроскуро, используемой в фильмах жанра нуар.
Техника кьяроскуро (от итальянского «светотень») - это комбинирование света и тени. С их помощью передается глубина и настроение рисунка. В этом уроке мы погрузимся в темные глубины искусства и узнаем, как этого добиться. С помощью светотени можно передать эмоции как в рисовании, так и в кино, что отчетливо видно в классических фильмах жанра нуар. Среди них «Бегущий по лезвию», «Голова-ластик» и «Сансет бульвар».
Получить более глубокие познания в живописи поможет наша публикация, собравшая в себя лучшие художественные уроки. Также улучшить свои навыки можно с помощью поэтапного руководства.
Свет и тень в фотографии
Однонаправленный источник света подчеркивает достоинства фигуры и создает атмосферу, притягивающую внимание зрителя. Для имитации дневного солнечного света на темном фоне студии, его источник располагают высоко вверху. Достоинство искусственного света в том, что он остается неизменным, но совершенно необязательно приобретать для этого профессиональную аппаратуру. Достаточно просто воспользоваться камерой телефона, установленного на штативе, и комнатой с открытой крышей.
Приступаем к рисованию.
01. Интерпретация фотографии
Здесь мы видим отличную фотографию и позу, которые можно изобразить. Но сможет ли рисунок посоревноваться со столь замечательным снимком? Это абсолютно не важно, потому что рисунки и фотографии – разные направления искусства. Не нужно забывать об этом, чтобы потом не копировать фото, а только интерпретировать его.
02. Выстраивание основных форм
Углем я нарисовал фигуру из двух основных форм: вытянутого цилиндра в качестве верхней части туловища и шара в качестве бедер. Далее я добавляю лопатку (лопаточное крыло), а под ней помечаю заостренные и широкие выпуклости V-образной формы, тем самым переходя к более мелким элементам.
03. Добавление упрощенных структурных элементов
Продолжаю добавлять в рисунок все более мелкие структурные элементы, прорисовывая бедренную кость. Если сразу детально прорабатывать анатомические нюансы, рисунок настолько усложнится, что потеряется общее настроение фигуры.
04. Прорисовка более мелких анатомических деталей
На этом этапе мы воспользуемся преимуществами структурной основы. Я осматриваю упрощенные формы человеческой фигуры и без труда добавляю необходимые анатомические детали: ребра, крестцовый мыс над ягодичной мышцей и две зубчатые мышцы слева от грудной клетки.
05. Детализация положения фигуры
Я растушевываю уголь, смягчая формы. На моих уроках на данном этапе ученики обычно отступают на шаг и смотрят на модель, чтобы выявить любое расхождение в расположении между рисунком и позой и подкорректировать его. Время, заранее затраченное на прорисовку форм, сэкономит его в будущем.
06. Оценка собственного прогресса
Со всей должной внимательностью я опять отступаю на шаг от рисунка для финальной оценки. Это не означает, что на этом этапе требуются идеальные пропорции, я лишь хочу убедиться, что анатомические объекты структурно взаимосвязаны друг с другом. Если все выглядит достаточно убедительно, я приступаю к прорисовке.
07. Поиск баланса
В этот раз я избрал легкий путь, продолжая рисование карандашом по привычной тактике, так, по крайней мере, кажется… В попытках сделать все линии более четкими, лопатка получилась излишне округлой. Нельзя забывать, что структура человеческого тела и движение кистью руки вперед-назад – это идеальный, но хрупкий баланс, который в любой момент может нарушиться.
08. Как обуздать магию светотени
Поговорим о волшебстве светотени. Когда я делаю растушевку, я представляю однонаправленный источник света, падающий на фигуру. Для изучения принципа работы светотени можно использовать прикроватную лампу и перевернуть любой предмет в качестве модели. Такой метод помогает увидеть, как сильно изменяются свет и тень.
09. Добавление эффекта сфумато
Я специально делаю тени чуть темнее, чем необходимо, чтобы лучше проработать свет. Обратите внимание на размытость ноги, на которую падает тень. Это называется сфумато и помогает сфокусироваться на более контрастной ближней части фигуры. Зачастую то, что мы скрываем, интереснее показанного.
10. Нанесение прямых линий поверх изогнутых
Наконец я вернулся к уже порядком надоевшей лопатке, проведя прямую линию через верхний изгиб. Нанесение прямых линий поверх изогнутых помогает сделать линию более четкой. Обычно я так делаю с фигурами мужчин, придавая им более грубый вид, но этот метод может сработать и с женскими формами.
11. Детальная проработка
После этапа растушевки рисунок становится светлее. Я немного декорирую голову с помощью ластика, затем прорисовываю карандашом. После этих манипуляций рисунок можно было бы считать готовым, но он чрезмерно яркий и свежий. Думаю, что нужно добавить атмосферности и глубины,.
12. Прорисовка фона
Куском прессованного угля с квадратным сечением я абстрактно изобразил фон. Многие художники, например, Караваджо, оставляли фон картин темным или даже черным, чтобы светотень выдвигала фигуру на передний план. Однородная текстура тоже поможет добавить фигуре движения.
13. Добавление текстуры и объема
Я продолжаю текстурировать фон тканью, искусственной кожей и ластиком-клячкой, изменяя положение руки при создании формы, чтобы избежать повторений. Текстура не только делает фон интереснее, но и смягчает контрастность кожи. Чтобы размыть некоторые края, я воспользуюсь бумажной растушевкой.
14. Завершение работы
На этом этапе рисунок можно считать готовым. Теперь фотография осталась далеко позади и только лишь в качестве вспомогательного материала, который теперь отложен подальше и существует как отдельный объект искусства. Рисунок – полноценная работа, объединившая в себе те органичные линии, оттенки и энергию, которые могут передать лишь руки художника.
15. Эффект однонаправленного источника света
Когда свет, исходящий только от одного основного источника, представляет фигуру вырезанной из света и тени, вне зависимости от того, где и когда она находится. Моя картина «Храм крови», написанная маслом, - яркий пример работы со светотенью, передающий сумеречную и туманную атмосферу.