Техника рисования углем по фотографии — пошаговое руководство

С помощью этого урока вы научитесь живописи в технике кьяроскуро, используемой в фильмах жанра нуар.

Техника рисования карандашом по фотографии

Техника кьяроскуро (от итальянского «светотень») — это комбинирование света и тени. С их помощью передается глубина и настроение рисунка. В этом уроке мы погрузимся в темные глубины искусства и узнаем, как этого добиться. С помощью светотени можно передать эмоции как в рисовании, так и в кино, что отчетливо видно в классических фильмах жанра нуар. Среди них «Бегущий по лезвию», «Голова-ластик» и «Сансет бульвар».

Получить более глубокие познания в живописи поможет наша публикация, собравшая в себя лучшие художественные уроки. Также улучшить свои навыки можно с помощью поэтапного руководства.

Свет и тень в фотографии

Однонаправленный источник света подчеркивает достоинства фигуры и создает атмосферу, притягивающую внимание зрителя. Для имитации дневного солнечного света на темном фоне студии, его источник располагают высоко вверху. Достоинство искусственного света в том, что он остается неизменным, но совершенно необязательно приобретать для этого профессиональную аппаратуру. Достаточно просто воспользоваться камерой телефона, установленного на штативе, и комнатой с открытой крышей.

Приступаем к рисованию.

01. Интерпретация фотографии

Интерпретируйте, а не копируйте фотографию

Интерпретируйте, а не копируйте фотографию.

Здесь мы видим отличную фотографию и позу, которые можно изобразить. Но сможет ли рисунок посоревноваться со столь замечательным снимком? Это абсолютно не важно, потому что рисунки и фотографии – разные направления искусства. Не нужно забывать об этом, чтобы потом не копировать фото, а только интерпретировать его.

02. Выстраивание основных форм

Прорабатывайте элементы от общего к частному

Прорабатывайте элементы от общего к частному.

Углем я нарисовал фигуру из двух основных форм: вытянутого цилиндра в качестве верхней части туловища и шара в качестве бедер. Далее я добавляю лопатку (лопаточное крыло), а под ней помечаю заостренные и широкие выпуклости V-образной формы, тем самым переходя к более мелким элементам.

РЕКОМЕНДУЕМ:  Рисование на черной бумаге

03. Добавление упрощенных структурных элементов

Структурные элементы передают анатомические особенности

Структурные элементы передают анатомические особенности.

Продолжаю добавлять в рисунок все более мелкие структурные элементы, прорисовывая бедренную кость. Если сразу детально прорабатывать анатомические нюансы, рисунок настолько усложнится, что потеряется общее настроение фигуры.

04. Прорисовка более мелких анатомических деталей

У структурной основы есть видимые достоинства

У структурной основы есть видимые достоинства.

На этом этапе мы воспользуемся преимуществами структурной основы. Я осматриваю упрощенные формы человеческой фигуры и без труда добавляю необходимые анатомические детали: ребра, крестцовый мыс над ягодичной мышцей и две зубчатые мышцы слева от грудной клетки.

05. Детализация положения фигуры

Сделайте шаг назад и взгляните на модель, потом подкорректируйте работу

Сделайте шаг назад и взгляните на модель, потом подкорректируйте работу.

Я растушевываю уголь, смягчая формы. На моих уроках на данном этапе ученики обычно отступают на шаг и смотрят на модель, чтобы выявить любое расхождение в расположении между рисунком и позой и подкорректировать его. Время, заранее затраченное на прорисовку форм, сэкономит его в будущем.

06. Оценка собственного прогресса

Убедитесь, что анатомические объекты структурно и четко взаимосвязаны друг с другом

Убедитесь, что анатомические объекты структурно и четко взаимосвязаны друг с другом.

Со всей должной внимательностью я опять отступаю на шаг от рисунка для финальной оценки. Это не означает, что на этом этапе требуются идеальные пропорции, я лишь хочу убедиться, что анатомические объекты структурно взаимосвязаны друг с другом. Если все выглядит достаточно убедительно, я приступаю к прорисовке.

07. Поиск баланса

Баланс может нарушиться в любой момент

Баланс может нарушиться в любой момент.

В этот раз я избрал легкий путь, продолжая рисование карандашом по привычной тактике, так, по крайней мере, кажется… В попытках сделать все линии более четкими, лопатка получилась излишне округлой. Нельзя забывать, что структура человеческого тела и движение кистью руки вперед-назад – это идеальный, но хрупкий баланс, который в любой момент может нарушиться.

РЕКОМЕНДУЕМ:  10 лучших лайтбоксов для копирования и рисования

08. Как обуздать магию светотени

Воспользуйтесь вашей прикроватной лампой

Воспользуйтесь вашей прикроватной лампой.

Поговорим о волшебстве светотени. Когда я делаю растушевку, я представляю однонаправленный источник света, падающий на фигуру. Для изучения принципа работы светотени можно использовать прикроватную лампу и перевернуть любой предмет в качестве модели. Такой метод помогает увидеть, как сильно изменяются свет и тень.

09. Добавление эффекта сфумато

Сфумато

Сфумато – это намеренное смягчение очертаний фигуры.

Я специально делаю тени чуть темнее, чем необходимо, чтобы лучше проработать свет. Обратите внимание на размытость ноги, на которую падает тень. Это называется сфумато и помогает сфокусироваться на более контрастной ближней части фигуры. Зачастую то, что мы скрываем, интереснее показанного.

10. Нанесение прямых линий поверх изогнутых

Сфумато – это намеренное смягчение очертаний фигуры

Добавьте четкости линиям, добавив прямые к изогнутым.

Наконец я вернулся к уже порядком надоевшей лопатке, проведя прямую линию через верхний изгиб. Нанесение прямых линий поверх изогнутых помогает сделать линию более четкой. Обычно я так делаю с фигурами мужчин, придавая им более грубый вид, но этот метод может сработать и с женскими формами.

11. Детальная проработка

Добавьте четкости линиям, добавив прямые к изогнутым

Если вышло слишком ярко, добавьте глубины.

После этапа растушевки рисунок становится светлее. Я немного декорирую голову с помощью ластика, затем прорисовываю карандашом. После этих манипуляций рисунок можно было бы считать готовым, но он чрезмерно яркий и свежий. Думаю, что нужно добавить атмосферности и глубины,.

12. Прорисовка фона

Если вышло слишком ярко, добавьте глубины

С помощью угля проработайте фон.

Куском прессованного угля с квадратным сечением я абстрактно изобразил фон. Многие художники, например, Караваджо, оставляли фон картин темным или даже черным, чтобы светотень выдвигала фигуру на передний план. Однородная текстура тоже поможет добавить фигуре движения.

РЕКОМЕНДУЕМ:  Как нарисовать портрет маслом по фотографии на холсте

13. Добавление текстуры и объема

С помощью угля проработайте фон

Избегайте повторений при текстурировании.

Я продолжаю текстурировать фон тканью, искусственной кожей и ластиком-клячкой, изменяя положение руки при создании формы, чтобы избежать повторений. Текстура не только делает фон интереснее, но и смягчает контрастность кожи. Чтобы размыть некоторые края, я воспользуюсь бумажной растушевкой.

14. Завершение работы

готовый рисунок

Рисунок готов.

На этом этапе рисунок можно считать готовым. Теперь фотография осталась далеко позади и только лишь в качестве вспомогательного материала, который теперь отложен подальше и существует как отдельный объект искусства. Рисунок – полноценная работа, объединившая в себе те органичные линии, оттенки и энергию, которые могут передать лишь руки художника.

15. Эффект однонаправленного источника света

Рисунок готов

Однонаправленный источник света буквально вырезает и выделяет фигуру из света и тени.

Когда свет, исходящий только от одного основного источника, представляет фигуру вырезанной из света и тени, вне зависимости от того, где и когда она находится. Моя картина «Храм крови», написанная маслом, — яркий пример работы со светотенью, передающий сумеречную и туманную атмосферу.

Поделиться статьей с друзьями!

Похожие записи