Учимся рисовать миниатюры

Профессиональные секреты рисования акриловыми красками детализированных картин маленького формата.

История миниатюр восходит к средним векам, когда художники при помощи акварели создавали изысканные портреты на пергаменте или слоновой кости. Они тщательно прорабатывали мельчайшие детали, используя различные техники рисования, такие как штриховка или точечное нанесение красок («стипплинг» или «тычковый» метод), чтобы создать множественные слои цвета на рисунках размером менее чем 15 на 12 сантиметров.

Многие миниатюристы и сегодня предпочитают традиционные техники рисования, но выбор материалов для работы в наши дни гораздо шире: масляные краски, акварель, акрил — и это лишь малая часть. Пергаментная бумага до сих пор используется в качестве поверхности для рисования, но всё больше художников выбирают более современные материалы, такие как искусственная слоновая кость, гладкий картон или бумага, тонкие деревянные дощечки.

Я же собираюсь научить вас рисовать собственные миниатюры акриловыми красками. Их преимущество в том, что они легко смешиваются и обладают насыщенным цветом, кроме того, они идеальны для начинающих: любые ошибки и огрехи можно просто закрасить.

Создание миниатюры требует твёрдой руки и огромного терпения. Важно также, чтобы вы были знакомы с консистенцией красок, так что потренируйтесь рисовать тонкие прямые линии на обороте какой-нибудь старой фотографии, прежде чем приступать к работе. 

1. Наметьте контуры

Рисуем миниатюру - шаг 1

Для рисования прекрасно подойдёт небольшая дощечка из древесного волокна (ДВП средней плотности), покрытая пятью слоями белого акрилового грунта Гессо и отшлифованная до гладкости. Я использовал дощечку размерами 7,5 на 9,5 сантиметров, грунтованную акриловым Гессо марки Daler Rowney.

Используя кальку или рисуя от руки, на подготовленной поверхности наметьте контуры основных объектов вашего будущего рисунка. Вы можете взять мой набросок или создать собственный. Не стоит прорисовывать все цветы и другие мелкие детали на этом этапе: потом вы перекроете их краской, и изображение получится нечётким.

2. Нарисуйте небо, деревья и изгороди

Рисуем миниатюру - шаг 2

Качество кисточек очень важно, особенно когда вы работаете с мелкими деталями. Именно поэтому я предпочитаю пользоваться кисточками Pro Arte Connoisseur, которые состоят из смеси соболиного меха и синтетического волокна и отлично держат форму. Для создания зернистой текстуры я использую старую щетинистую кисть для масла — она как нельзя лучше подходит для стипплинга. 

Акриловые краски Daler Rowney System 3 идеальны для рисования миниатюр. У них кремовая текстура и они не потеряют насыщенности, даже если вы разбавите их водой для прорисовки мелких деталей. Кроме того, они быстро сохнут и подходят для лессировки и работы в технике сухой кисти.

Используя круглую кисть №4, возьмите немного краски цвета Титановый белый (Titanium White) и капельку Ультрамариновой (Ultramarine). Добавьте совсем немного воды, смешайте краски до однородной кремовой консистенции, а затем нанесите на область, где должно быть небо.

Для рисования деревьев на заднем плане используйте старую щетинистую кисть, чтобы добиться нужной текстуры. Возьмите немного чистого Травяного зелёного (Sap Green) и немного чёрного на кончик кисти. Потренируйтесь, нанося краску точечно на тренировочную поверхность (идеально подойдёт обратная сторона старой фотографии), пока не получите желаемый цвет и текстуру, а затем нанесите на саму миниатюру.

Чтобы подчеркнуть игру света на листьях, чистой сухой кистью возьмите немного Лимонно-жёлтого (Lemon Yellow), Травяного зелёного (Sap Green) и самую каплю белого и осторожными одиночными прикосновениями нанесите на кроны деревьев и кустов. Вы также можете нанести несколько штрихов голубым или Жёлтой охрой (Yellow Ochre), если хотите добавить разнообразия в тени и полутона. Придайте чёткости листве при помощи тонкой кисти №000.

3. Нарисуйте траву

Рисуем миниатюру - шаг 3

Воспользуйтесь полудюймовой плоской кистью и смешайте Лимонно-жёлтый (Lemon Yellow) и немного Травяного зелёного (Sap Green) с добавлением воды, чтобы получить водянистую полупрозрачную краску для лужаек. Чтобы рисовать скатерть возьмите кисть №2, немного воды и добавьте каплю чёрного к Лимонно-жёлтому (Lemon Yellow) для прорисовки складок скатерти.

Когда краска высохнет, возьмите кисть №4 и лессируйте всю поверхность скатерти полупрозрачной смесью жёлтой краски с водой, используйте белый для световых пятен.

4. Нанесите тёмный фоновый тон

Рисуем миниатюру - шаг 4

Возьмите кисть №4 и смешайте Травяной зелёный (Sap Green) и Марсианский чёрный (Mars Black) с добавлением небольшого количества воды, а затем нарисуйте тёмно-зелёный фон для цветов на переднем плане. Воспользуйтесь карандашом, чтобы обозначить контуры цветочных горшков и самих цветов, затем возьмите кисть №000 с белой краской и каплей воды и осторожно обозначьте контуры цветов, листьев и горшков.

Из-за тёмного фона белый цвет будет казаться тускловатым, поэтому повторно пройдитесь по тем участкам, которые хотите выделить или сделать светлее, не трогая при этом затенённые участки. Так вы сможете добиться нужного вам контраста (кстати, остальные цветы и растения в саду вы тоже можете сделать белыми).

5. Придайте насыщенности

Рисуем миниатюру - шаг 5

Когда белая краска высохнет, возьмите кисточку №0, чтобы смешать чистые цвета (без добавления белого) и проверьте консистенцию краски перед нанесением. Используйте Травяной зелёный (Sap Green), разбавленный водой, чтобы лессировать кроны деревьев, и добавьте немного жёлтого к зелёной краске, когда будете рисовать листья герани.

Для роз возьмите краску цвета Кармазин (Crimson), для цветов герани — Кадмий красный (Cadmium Red), а для цветочных горшков — Жжёную сиену (Burnt Sienna) с добавлением Жёлтой охры (Yellow Ochre). Чтобы сделать цвета насыщеннее, лессируйте те участки, которые посчитаете нужным. Аналогично могут быть прорисованы и кроны деревьев на заднем плане.

Для теней на траве возьмите Травяной зелёный (Sap Green) с добавлением чёрного и кисточку №4. Финальная лессировка жёлтым и зелёным по всей поверхности лужайки поможет сделать цвета более яркими и насыщенными.

6. Добавьте деталей

Рисуем миниатюру - шаг 6

Стулья я рисовал при помощи тонкой кисточки №000 белой краской с добавлением воды для однородной консистенции; затем чёрной краской я обозначил контуры. Белым я выделил кувшин и стаканы, а для апельсинового сока использовал смесь жёлтого и Кадмия красного (Cadmium Red).

Чёрным цветом прорисуйте силуэт кота, а для его шерсти используйте Жёлтую охру (Yellow Ochre), белую и чёрные краски. Для внутреннего дворика возьмите разбавленную водой смесь Жжёной сиены (Burnt Sienna) и чёрного, после нанесения краски промокните поверхность тканью, чтобы получить зернистую текстуру.

7. Нарисуйте внутренний дворик и мальву

Рисуем миниатюру - шаг 7

Чтобы выделить отдельные кирпичи и нарисовать траву возьмите кисточку №000 со смесью Травяного зелёного (Sap Green) и чёрного. Для теней используйте кисть №2 и краску цвета Жжёная сиена (Burnt Sienna) смешанную с чёрной краской. Чтобы сделать картину интереснее, можете добавить опавшие лепестки и мелкие камушки.

Прорисуйте очертания цветов мальвы на переднем плане белым при помощи кисти №000. Затем смешайте белый с Жёлтой охрой (Yellow Ochre) и чёрным для лепестков. Осторожно лессируйте смесью Кармазина (Crimson) с водой или же оставьте цветы белыми и добавьте лёгкий мазок жёлтого в сердцевину цветка. Листья мальвы осторожно раскрасьте смесью зелёного и чёрного и выделите контуры белым и жёлтым. В конце лессируйте листья и стебли зелёным.

Наметьте контуры лейки чёрным и используйте различные оттенки серого для заливки. Чтобы завершить работу, аккуратно нарисуйте несколько листьев или высокую траву на переднем плане.

8. Залакируйте и вставьте в рамку

Рисуем миниатюру - шаг 8

Профессиональный сатин марки Winsor & Newton или блестящий лак надёжно защитит вашу работу после высыхания. Я предпочитаю пользоваться лаком-спреем, чтобы не оставалось следов от кисточки, и при нанесении держу баллончик примерно в 25 сантиметрах от рисунка, осторожно распрыскивая лак маленькими порциями в четыре или пять подходов, чтобы добиться нужного результата. Дождитесь полного высыхания лака. 

Теперь вы можете вставить вашу миниатюру в рамку без стекла.

Автор: Alison Griffin

 

Поделиться статьей:
 

ЭТО ТОЖЕ ИНТЕРЕСНО:

Похожие статьи:

Чаще всего художнику приходится долго выбирать сюжет для своей…

Акварелист Грэхем Бут рассказывает о том, как изменение…

Грехем Бус делится секретами создания красивых морских пейзажей…

Нарисовать виноградники долины Напа, штат Калифорния, на первый…