Все, что вы должны знать об интерферентных красках

«Сияющие» красители – не такое уж большое новшество в мире художественных материалов. Они появились в результате применения технологий, уже распространенных в рукоделии и косметике, которые, в свою очередь, переняли идеи использования блестящих текстур, впервые использованных в изготовлении упаковок и оберток. Майер утверждает, что переливающиеся эффекты «имеют мало общего с живописью, но часто встречаются в природе», что лишь наполовину верно.

Эпоха радужных красок началась с открытия гуанина, кристаллического белка, обнаруженного в чешуе, коже и мочевом пузыре рыб семейства сельдевых. Первый переливающийся (или перламутровый) пигмент был разработан в 1656 году Франсуа Жакином, французским изготовителем четок, который создавал искусственный жемчуг, покрывая гуанином круглые бусины. Такая натуральная жемчужная эссенция ценится за устойчивость и тонкую теплоту переливающегося цвета; в основном используется при изготовлении шампуней и другой косметики.

Потребовалось довольно много исследований, прежде чем структуру перламутровых пигментов удалось понять и воспроизвести искусственно. Прорывом стало использование в их производстве слюды, природного минерала, состоящего из гидратированных кристаллов силикатов алюминия, магния или калия, которые естественным образом превращаются в чрезвычайно тонкие, гибкие и прозрачные слои. Слюда, используемая в художественных красках — это обычно мусковит, который получают либо из горного лома, измельченного в порошкообразные чешуйки, либо (чаще) кристаллизуют синтетически до требуемых размеров. Перламутровые краски на основе слюды стали использоваться в 1960-х годах и сегодня составляют около 80% от общего объема продаж таких красителей.

Крошечные прозрачные чешуйки слюды, составляющие их структуру, покрыты со всех сторон тонким слоем оксида металла - либо оксида железа, либо диоксида титана. Эти вещества обладают высокой преломляющей способностью (т.е., могут излучать свет) и отражающими свойствами. Вода, например, имеет показатель преломления 1,33; слюда 1,5; натуральный жемчуг, 1,9; алмаз 2,4; оксид железа 2,4; и диоксид титана - 2,7.

Физический смысл действия таких пигментов описан на диаграмме ниже. Покрытие из оксида металла создает своеобразный «сэндвич» из разных преломляющих материалов: свет преломляется и отражается на границах между средством для нанесения краски, оксидом металла и самой слюдой. (Натуральный жемчуг создает радужность на границах между чередующимися слоями карбоната кальция и белка).

Как работают переливающиеся (интерферентные) пигменты
Как работают переливающиеся (интерферентные) пигменты

Слой оксида металла отражает свет дважды, от внешней поверхности и от границы со слюдяными чешуйками (это двойное отражение снова происходит на другой стороне чешуйки). Задержка между первым и вторым отражением слегка сдвигает фазы волн света. Сдвиг уменьшает длины некоторых световых волн и увеличивает другие - эти волны с увеличенной длиной являются доминирующим цветом переливающегося пигмента.

Толщина слоя оксида металла определяет величину этого фазового сдвига и, таким образом, определяет цвет переливчатости. Нижняя часть диаграммы показывает, что для покрытий из диоксида титана слои толщиной около 50 нм создают серебристую переливчатость; увеличение покрытия изменяет ее через желтый, красный, синий и зеленый. Яркость переливчатости снижается, если толщина покрытия намного превышает 150 нм.

Альтернативное покрытие, оксид железа, преломляет свет почти так же, как диоксид титана, но добавляет красноватый оттенок, характерный для железосодержащих пигментов. Такое же увеличение толщины от 50 нм до 150 нм приводит к появлению цветов, которые выглядят как бронзовый, медный, красный, красно-фиолетовый или красно-зеленый. Золотой и коричневый цвета могут быть получены путем нанесения слоя оксида железа поверх слоя оксида титана.

В дополнение к этим покрытым оксидами чешуйкам слюды краска часто содержит прозрачный пигмент-носитель, обычно один из хинакридонов или прозрачный оксид железа. Он обеспечивает цвет фона для перламутровости, который малозаметен сам по себе и в значительной степени исчезает на белой бумаге.

На изображении показаны несколько оттенков переливающихся красок от Дэниела Смита. (Другие бренды, включая Winsor & Newton, Da Vinci и American Journey, теперь также предлагают переливающиеся акварельные краски или акварельные основы).
[изображение]

Образцы люминисцентных красок от Дэниела Смита
Образцы люминисцентных красок от Daniel Smith

верхний ряд: переливающееся старинное серебро, переливающееся голубое серебро, переливающаяся бронза, переливающееся золото, переливающийся золотой камень, переливающийся нефрит;
нижний ряд: переливающийся красновато-коричневый, переливающийся красный скарабей, переливающийся солнечный камень, переливающийся топаз, перламутровый белый, интерференционный сиреневый

Дэниэл Смит использует термин «переливающиеся краски» для хлопьев слюды, покрытых оксидом железа, смешанным с тонирующим пигментом; это может быть либо тот же оттенок, либо контрастный оттенок переливающегося цвета. Перламутровые или интерферентные цвета (справа внизу) — это слюдяные чешуйки, покрытые диоксидом титана, которые не смешаны с другим пигментом; они кажутся прозрачными на белой бумаге. (Названия не являются стандартной отраслевой терминологией).

Переливающиеся краски придают яркий цвет белой акварельной бумаге и сохраняют цвет независимо от угла обзора; перламутровые краски выглядят почти прозрачными на белой бумаге, но придают перламутровый блеск темной бумаге, в зависимости от угла зрения.

Также Daniel Smith выпускает «металлические» акварельные краски, которые здесь не представлены. Они изготовлены из измельченных в тончайшую пудру металлов (чаще всего меди и бронзы) и пигмента с плотным носителем.

Большинство художников используют все эти красители тремя способами: как глазурь поверх предыдущего слоя краски, как отдельный цвет, нанесенный поверх белой бумаги, или в смеси с другими красками.

Перламутровые или интерферентые краски лучше всего использовать в виде смесей или глазури, поскольку сами по себе они относительно бесцветны. При достаточном разбавлении они дают перламутровый блеск любому цвету, на который они наносятся, хотя это приложение может показаться навязчивым, поскольку цвет, по-видимому, не сливается с фоном.

Они меняют оттенок и уменьшают прозрачность любой краски, с которой смешаны, и нуждаются в относительно темном фоне, чтобы быть ясно видимым. Это делает их особенно эффективными при смешивании со среднеми по стоимости красками с насыщенными цветами, такими как пиррол красный или хинакридоновая роза: цвет достаточно темный, чтобы показать переливчатость, и достаточно насыщенный, чтобы придавать смеси яркость и глубину.

Люминесцентные краски содержат пигмент-носитель, который смешивается с любым цветом, как обычная краска; кроме того, они полупрозрачны, что делает их менее подходящими для использования в качестве глазурей. Они чаще всего используются для создания цветовых акцентов или в смеси с другими подходящими красителями.

Есть два основных подхода к использованию люминисцентных красок: «тонкий» и «выразительный». На первый взгляд, разница между ними не так уж велика.

При «тонком подходе», например, можно нанести небольшое количество переливающегося цвета на красное горлышко колибри, жёлто-серую морскую раковину или темный ультрамарин ночного неба. То есть, такая краска используется для изображения естественной переливчатости у животных или раковин, или для поэтизации или романтизации цвета, где акцент делается на особом качестве света.

При «выразительном подходе» люминисцентные красители используются в больших количествах, обычно с очень насыщенными цветами, с яркими акриловыми покрытиями или покрытиями из металлической пудры. Такой подход очень декоративен и экстравертен, хорошо сочетается со стилизованным дизайном, богатым сложными узорами. В качестве ярчайшего примера здесь можно привести эмоциональные картины Густава Климта с их сусальным золотом, но в целом это также прослеживается в росписях русских или японских лакированных шкатулок, средневековых рукописей и азиатской инкрустации по дереву.

Источник: Handprint

 

Поделиться статьей:
 

Похожие статьи:

Если учесть происхождение слова гуашь, становится ясно что именно…

В этой статье вас ждет список моих любимых производителей акварели…

Я получил предложение сделать обзор акварели ShinHan, поэтому я…

Акварель появилась у западных художников в конце 1400 –х годов.…

 

 
Загрузка...