Всё о кистях: ворс и щетина

Художественные кисти бывают из твердого и мягкого ворса, который может быть натуральным или синтетическим волокном. Мягкими кистями удобно писать легко наносимой краской, такой как акварель, и прорисовывать детали, ведь их острый кончик помогает точно передать каждую мелочь. Прочными и жесткими моделями хорошо накладывать и распределять густую краску. Также с их помощью можно получить рельефные мазки, например в масляной технике импасто.

От того, как вы обращаетесь с кистями, будет зависеть их долговечность. Стремитесь соблюдать их прямое назначение.

Натуральный ворс лучше синтетического?

Современные синтетические кисти отличаются высоким качеством и демократичной ценой по сравнению с натуральными. Пуристы возразят, что никакая синтетика не заменит колонок, который считается самым мягким. Его гибкость и упругость позволяют художнику полностью контролировать каждый мазок. Если по идеологическим причинам или из-за брезгливости вы против применения натурального ворса, то синтетика как раз для вас.

 

Синтетические кисти производят из искусственного нейлонового или полиэстерного волокна, обработанного разными способами. Они особенно хороши для работы с довольно агрессивной акриловой краской, которая может угробить натуральный ворс. Они также незаменимы для написания картин больших масштабов. По сути, кисти для акрила можно применять для масла и акварели. Но натуральными кистями для масляной и акварельной краски нельзя писать акрилом (прежде всего дорогими собольими кистями), если только вы не собираетесь все время покупать новые.

Когда вы пишите акрилом, кисточки необходимо держать в воде. Добавьте сюда вредное воздействие химикатов самой краски, и вы получите идеальные условия для разрушения натурального ворса.

Хоть синтетическое волокно и имитирует некоторые свойства натурального, отличия все равно есть. Например, оно не сможет удерживать такой объем жидкости, как соболья кисть при нанесении акварели.

Некоторые производители смешивают синтетические волоски с натуральными, чтобы такие кисти больше походили на натуральные.

Вообще, качественные синтетические кисти шероховатые, хорошо держат форму, и их легко мыть.

Не забывайте хранить кисти для работы акриловыми и масляными красками отдельно, иначе вы можете их перепутать. Если кистями для акрила еще можно писать маслом, то наоборот лучше не делать.

Какие виды натурального ворса применяются в художественных кистях?

  1. Соболь: Самые мягкие кисти делают из шерсти с хвоста куницы. Такие волоски изначально имеют коническую форму, поэтому собранные в пучок они дают острый кончик. Собольи кисти стоят дорого, но они славятся своей мягкостью, гибкостью и заостренностью. Традиционно лучшим материалом для акварельных кистей считается сибирский колонок. Ими удобно прописывать мелкие детали и наносить тонкие слои краски.
  2. Белка: Будучи менее дорогостоящим, чем соболий, беличий ворс мягкий и слегка пружинистый. Беличьими кистями больших размеров работать удобнее, чем маленькими, ведь толстый пучок ворса жестче.
  3. Кабан/щетина: Такие кисти – излюбленная принадлежность художников, пишущих маслом. Щетина со спины свиньи (кабана) дает самые жесткие, крепкие, но упругие кисти. По своей природе такие волоски имеют расщепленные кончики, что позволяет набирать ими больше краски. Этими кистями удобно накладывать толстые слои и писать в стиле импасто. Они предназначены как для масляных, так и для акриловых красок. Отличаясь долговечностью, они со временем становятся мягче и податливее.
  4. Верблюд: Кисти с надписью «верблюд» на самом деле изготавливают из других видов мягкого ворса. Верблюжья шерсть слишком пушистая и не подходит для кистей.
  5. Бык: Длинный, грубый и пружинистый ворс. Чаще всего применяется для плоских кистей.
  6. Пони: Шершавый ворс, лишенный острого кончика. Используется в основном в производстве недорогих акварельных кистей.
  7. Козел: Недостаточно упругая, но образует острый кончик. Применяется в каллиграфии и китайской живописи.

Как определить качественную кисть?

В магазине кисти зачастую покрыты защитным слоем крахмала или гуммиарабика, фиксирующим форму волосяного пучка. Если вы найдете кисть без такого покрытия, или если в магазине есть образцы, проведите ворсом кисти по тыльной стороне ладони несколько раз вперед-назад, чтобы оценить ее упругость. После каждого такого движения ворс должен принимать начальную форму.

Когда волоски не обретают прежний силуэт или растрепываются, лучше подберите другой вариант. Художественная этика запрещает проверять кисти пальцами, ведь тогда на ворсе может остаться грязь и жир.

Цена обычно соответствует качеству.

Дома у вас будет больше возможностей определить качество кисти. Узнать о них подробнее вы можете из статьи «Как тестировать акварельные кисти».

Ухаживайте за своими кистями

Правильный уход продлит срок службы кистей. Это значит, что следует тщательно вымывать их после работы и хранить их подобающим образом. Тогда кисти будут держать форму, чтобы оправдывать ваши ожидания, когда вы в следующий раз решите ими писать.

Источник: Ссылка

 

Поделиться статьей:
 

ЭТО ТОЖЕ ИНТЕРЕСНО:

Похожие статьи:

Художник никогда не должен винить инвентарь. Но рано или поздно…

Из статьи вы узнаете всю информацию об акварельных кистях. Вас…

Сегодня с большим удовольствием я представляю вам работу Джин…

Стойкость акварельных пигментов может заставить относиться к ним с…