Композиция в рисунке и живописи: 6 основных правил
В свое свободное время легендарный акварелист Эдгар Уитни описал и составил перечень самых эффективных композиций для рисования. Он оценил первоначально видимую массу по размеру и тональности, так же как и по положению, и разработал шесть визуальных расположений, которые присутствуют в самых успешных картинах. В качестве вспомогательного средства для составления композиций картин, эти расположения были переданы его студентам, включая Тони Коуч, который написал о них в своей книге «Акварель: ты сможешь!».

Распространенные композиционные положения
Что мы можем видеть здесь – символы первого впечатления о картине. Нечеткие силуэты и тональности, которые первыми привлекают внимание к вызвавшей интерес картине, не подлежат обсуждению. Здесь я представляю шесть композиционных расположений, изображенных геометрически, но перед этим были проанализированы сотни рисунков мистера Уитни, чтобы эти композиционные подсказки могли подойти к различным темам и жанрам.
Это расположения, компоновки масс и форм для художников, которые чаще всего привлекают внимание. Они могут применяться для живописи на пленэре так же как и для рисования фигур. Обдумайте их, и может быть, они послужат источником вдохновения, когда вы возьмете в руки карандаш, кисть, стилус или компьютерную мышь.
Шесть распространенных композиционных положений





Теперь попробуйте!
КОМПОЗИЦИЯ: ПРАВИЛО ТРЕТИ
Находим визуальную золотую середину
Так уж случается, что когда вы разделяете ваши горизонтальные и вертикальные плоскости на трети, используя две параллельные линии в двух направлениях, на вашем художественном «игровом поле» происходит что-то интересное. Использование этой системы координат из девяти панелей впервые замечено в эпоху Возрождения.
В 1797 г. Д. Т. Смит писал о правиле третей для пейзажей в своей книге «Наблюдения о сельских пейзажах». Он настаивает на том, что 1/3 (одна треть) картины должна быть предусмотрена для земли и воды, а верхние 2/3 (две трети) должны быть использованы для воздуха и неба. Треть в основании, отведенная для земли и воды снова разделяется на трети, нижнюю треть занимает земля, и оставшиеся две трети – вода. Д. Т. «Антиквариат» Смит был современником английского акварелиста Джона Констебла (1776 – 1837).
Пропорции по правилу третей напоминают пропорции по правилу золотого сечения и приближены к его математическому разделению.
Получившиеся «золотые середины» в целом хорошо подходят для того, чтобы поместить основной фокус, изменения композиционных направлений, точки темного контраста или света, или другие интересные предметы.

Разделяем предметы
Используя всего 4 линии, создать систему координат из девяти панелей – это определение правила третей. Четыре получившиеся точки пересечения линий имеют особую важность и оказывают влияние на зрительное восприятие человека.
Построенная с помощью этой геометрии композиция должна вызывать всеобъемлющее чувство визуального удовольствия, острый интерес и определенное «чувство правильности».
Правило требует, чтобы вы поместили объект, вызывающий интерес, в одном из пересечений, которые я буду называть золотыми серединами, и организовали хорошую композицию, основываясь на этих ключевых точках.
С другой стороны, если вы пробуете рисовать скетчи и учитесь рисовать предметы, вы можете изображать в середине страницы столько, сколько хотите…

Середина? Нет
Если вы создаете композицию рисунка или картины, вы должны сделать ее интересной и, как минимум, немного увлекательной для наблюдателя.
Старайтесь не помещать ключевые объекты в середине картины. Композиция получается очень статичной, не вызывает каких-либо эмоций у наблюдателя.
Примечание: некоторые из вас увидят в этом «правиле» личное оскорбление их творческих прав и попытаются доказать мне обратное. Я тоже так делал.

Немного лучше
Резкие перемены происходят, когда мы передвигаем фокус в «золотую середину», в соответствии с правилом третей. Эти изменения представляют больший интерес благодаря тому, что они компенсируют точки фокуса сверху и слева. Это оставляет передний план для рассмотрения второстепенных объектов, таких как волны.
Но не совсем так. Линия горизонта лежит слишком близко к реальному горизонту.

Маяк
Резкие перемены… подождите, я это уже говорил. Я сопоставил дальнюю береговую линию с первым горизонтальным разделением и сдвинул изображение влево и вверх. Это обеспечивает более приятный для взгляда баланс, поэтому эта версия более динамична, чем версия номер 2.
В этом примере я перевернул классические разделения пейзажа Д. Т. Смита, используя нижние 2/3 (две трети) для земли и воды и оставляя 1/3 (одну треть) для воздуха и неба.
Применение правила третей при составлении ваших композиций может помочь вам избежать наиболее явных и очевидных дизайнерских ошибок.
Теперь попробуйте!
КОМПОЗИЦИЯ: ПРАВИЛО «S»
Длинная и извилистая дорога
Изящная кривая – один из самых надежных способов вызвать интерес и добавить глубины в композицию пейзажа. Когда мы видим форму «S», в нашем поле зрения это обычно извилистая дорога, или дорожка в саду, или тропинка в лесу. Края кривой ведут нас прямо внутрь картины.
Дороги, тропинки, реки, ручьи и дорожки зовут нас за собой. Это то, что ведет людей.

Прямо и вперед?
Возможно, это самый быстрый маршрут, соединяющий две точки, но прямая линия шоссе не очень интересна. Она статична и не приглашает наблюдателя в композицию. Ваш взгляд двигается в том направлении, в котором его ведут прямые линии дороги. Нечего интересного. Очень прямо, но не завлекает.
Конечно, это может быть сделано так. Тогда вам нужно замедлить прогулку взгляда вдоль улицы с помощью элементов, которые привлекают взгляд. Или вы можете организовать значительную компенсацию в конце этой дороги, как например ковбой, скачущий по направлению к пылающему закату.

Воскресная поездка
Извилистая и закрученная форма «S» тянет вас за собой своей волнообразной формой. Старая тропинка или недавно вытоптанная, приглашает как минимум на воображаемую прогулку, вызывает желание немного заглянуть вперед.
Извилистая дорога зовет вас на экскурсию по остальной композиции, приглашая вас насладиться переплетением форм и элементов, находящихся в динамике композиции.

Тропинка
Это образец тропинки, ведущей вас внутрь картины. Я часто использую часть формы «S» «вверх до поворота», композиционный прием, который я применил в этой картине.
Тропинка появляется из-за больших теней деревьев. Она ведет вас внутрь картины и ведет вас за край, туда, где вы видите сияющую листву, дальше над тропинкой.
Знание и использование шести основных положений композиции может стать ключом к успешным художественным произведениям. Исследуйте, экспериментируйте и применяйте эти техники в своих рисунках и живописи, чтобы улучшить свои навыки и создавать настоящие шедевры.
Часто задаваемые вопросы:
Что такое композиция в искусстве?
Композиция в искусстве относится к способу, которым элементы изображения (линии, формы, цвета и т.д.) располагаются и организуются на холсте или бумаге. Она влияет на восприятие и эмоциональное воздействие произведения.
Основные элементы композиции в живописи
Основные элементы композиции в живописи включают:
- Центральная точка: главный акцент или фокус в изображении.
- Линии и направления: направление движения взгляда по картине.
- Формы и объемы: распределение масс и объемов в пространстве.
- Баланс и симметрия: равновесие между различными частями композиции.
- Конструктивные элементы: использование основных геометрических фигур для построения композиции.
- Ритм и движение: создание чувства движения или пульсации в изображении.
Как важна композиция для восприятия произведения искусства?
Композиция играет ключевую роль в том, как зритель воспринимает и понимает произведение искусства. Хорошо спроектированная композиция может усилить визуальное воздействие, сделать изображение более гармоничным и привлекательным.
Какие правила следует учитывать при создании композиции в живописи?
При создании композиции в живописи важно учитывать следующие правила:
- Золотое сечение: использование пропорций золотого сечения для распределения элементов на холсте.
- Ритм и повторение: создание повторяющихся элементов или ритмических паттернов.
- Баланс: достижение равновесия между элементами композиции, чтобы не было перегрузки в одной части картины.
- Глубина и перспектива: использование перспективных приемов для создания глубины и объема в изображении.
- Контраст и фокус: выделение главных элементов композиции с помощью контраста и острых деталей.
- Гармония и единство: обеспечение гармоничного сочетания всех элементов, чтобы создать единое целое.
Как можно улучшить композицию в своих работах?
Чтобы улучшить композицию в своих работах, рекомендуется:
- Экспериментировать с различными композиционными подходами.
- Изучать работы известных художников и анализировать их композиционные приемы.
- Применять основные принципы композиции в каждой работе.
- Получать обратную связь от других художников или критиков.
- Не бояться экспериментировать и находить собственный стиль.
Какие ошибки часто допускают при создании композиции в искусстве?
Основные ошибки при создании композиции в искусстве включают:
- Перегрузка: слишком много элементов, что делает изображение беспорядочным.
- Отсутствие центральной точки: отсутствие четкого фокуса, что делает изображение неясным или размытым.
- Несбалансированность: неравномерное распределение элементов по холсту.
- Отсутствие глубины: изображение выглядит плоским и одномерным из-за неправильного использования перспективы и объема.
Поделиться статьей с друзьями!