Лучшие советы по рисованию на пленэре от профи

В искусстве, как и в жизни, мода циклична – тренды приходят и уходят, чтобы вернуться вновь через десятилетие, заявляя о себе как о «переоткрытых» и «переосмысленных» в современном контексте. Один из таких методов, который сейчас вновь набирает популярность в Великобритании и за её пределами, – это живопись en Plein Air (пленэр), что означает рисование на свежем воздухе или вне студии.

ленэрная живопись в Коста-Рике
Пленэрная живопись в Коста-Рике с использованием акриловых красок Liquitex на акриловой бумаге

Отчасти это возрождение связано с телевизионными шоу вроде Sky Arts Landscape Artist of the Year, где участники создают картины на открытом воздухе в течение 4 часов. Также существуют устоявшиеся движения, такие как Royal Institute of Oil Painters Paint Live days в Великобритании и масштабные конвенции Plein Air в США, которые привлекают сотни участников, спонсоров и предлагают призы.

Многие выдающиеся художники-импрессионисты были одними из первых, кто поддержал этот подход. Они отказались от душных студийных сцен, которые господствовали в мире искусства веками, и искали новое вдохновение в природе.

Импрессионисты бросили вызов традициям и нашли новый голос, который шёл от самого пейзажа. Этот метод позволяет нам по-новому осмыслить нашу окружающую среду, что актуально как для нашего искусства, так и для общества.

Итак, если вы никогда не рисовали на пленэре, ваш первый вопрос, вероятно, будет: «Как мне это делать?» Вот мой первый совет: «не паникуйте». Это всего лишь рисование, но есть несколько полезных наборов и навыков, которые помогут вам сделать процесс проще и приятнее.

Совет 1: Необходимый набор

Мольберт: Если вы только начинаете, простой легкий металлический полевой мольберт – отличное решение. Я использую его в отпуске или когда нужно путешествовать налегке или идти пешком. Недостаток этого подхода в том, что остальные вещи придётся носить в отдельных коробках и сумках. Альтернативой может быть полевой мольберт или мольберт в виде чемодана – он удобен, но немного тяжеловат для дальних поездок.

Краски: Выбирайте по своему вкусу, но я предпочитаю акриловые краски Liquitex и масляные краски Michael Harding.

Палитра: Простая палитра из отрывной бумаги формата А4.

Кисти: Работайте с теми кистями, которые вам удобны. Мне нравятся синтетические кисти, которые позволяют быстро закрашивать большие участки и детализировать линии. В наборе от Pro Arte есть отличный выбор кистей Acrylix.

РЕКОМЕНДУЕМ:  4 шага к формированию собственного стиля в рисовании

Холст: Небольшие панели или холсты сейчас популярны благодаря своей портативности и отличным результатам. Я также использую бумажные блокноты для масла и акрила формата А4, особенно при поездках за границу, где важен вес.

Пленэрная живопись маслом на холсте
Пленэрная живопись маслом на холсте в Йоркшире с использованием полевого мольберта

Совет 2: Найдите место, которое вас привлекает

Когда вы определились с местом для рисования, задайте себе несколько ключевых вопросов: «Что меня больше всего привлекает в этом виде?» или «Какую атмосферу я хочу передать?». Ответы на эти вопросы помогут вам создать композицию. Не начинайте работать, пока не будете уверены в своем выборе. Вы собираетесь провести здесь долгое время, поэтому важно верить в то, что вы делаете с самого начала. Если вам некомфортно, что другие могут увидеть вашу работу, найдите уединенное место. Если же вам нравится взаимодействие с людьми, выберите оживленное место, где с вами будут общаться. Лично мне нравится и уединение, и общение, ведь иногда полезно сосредоточиться только на рисовании. Однако, если вы рисуете на оживленной улице или около достопримечательности, будьте готовы к вниманию и комментариям со стороны прохожих.

Совет 3: Наброски и блокировка тональных значений

Начало с эскиза – отличная идея. Обычно я начинаю с быстрого наброска или подрисовки акриловыми красками, чтобы определить композицию и тональные значения. Для этого я использую короткую плоскую синтетическую кисть среднего или большого размера, которая позволяет создавать тонкие линии и перекрывать их всей поверхностью кисти. В Великобритании я использую сочетание Raw Umber и Ultramarine Blue, чтобы накладывать как теплые, так и холодные тона. Находясь в Коста-Рике, я предпочел пурпурный и бирюзовый, так как там пейзажи были гораздо ярче. Важно иметь несколько стратегий и быть готовым к адаптации в зависимости от окружения.

пленэр

Совет 4: Цветовые слои

На этом этапе необходимо решить, продолжать ли работать акрилом или перейти на масло. Это зависит от обстоятельств и возможности безопасно доставить мокрую картину домой. В отпуске я предпочитаю акриловые краски, так как они быстро сохнут. В этом случае я заполняю палитру широким выбором цветов, соответствующих ключевым значениям пейзажа. С маслом я работаю с ограниченной палитрой: белый, желтый, красный, синий и сырая умбра. Масла смешиваются лучше, чем акрил, поэтому подход к каждому материалу различен. Подмалевок указывает направление работы, а выводы, сделанные на основе эскиза, помогают мне сохранять баланс во всей картине.

РЕКОМЕНДУЕМ:  Акварельная живопись: начальный уровень
Подмалевок и цветовые слои акриловыми красками на акриловой бумаге
Подмалевок и цветовые слои акриловыми красками на акриловой бумаге

Совет 5: Завершающие штрихи

Определение момента завершения работы приходит с опытом. Нужно понять, что именно вы хотите запечатлеть, а затем задать себе несколько вопросов, чтобы оценить результат. Многие боятся переработать картину, и я сам не раз сталкивался с этим. Важно сохранять свежесть работы, уважать используемый материал и передавать зрителю атмосферу места. Когда это достигнуто, пора собираться и переходить к следующему проекту.

Воздушные акриловые краски на масляной бумаге в Коста-Рике
Воздушные акриловые краски на масляной бумаге в Коста-Рике

Грег окончил школу Святого Мартина в Лондоне. Вы можете следить за ним в Instagram по адресу @gregorymason_art или подписаться на его регулярную рассылку о картинах, выставках и курсах на его сайте gregorymason.com.

Часто задаваемые вопросы о рисовании на пленэре

1. Что такое пленэр и почему он важен для художников?

Ответ: Пленэр — это практика рисования или живописи на открытом воздухе, что позволяет художникам непосредственно взаимодействовать с природой и окружением. Он важен, потому что помогает улучшить навыки наблюдения, развить чувство света и цвета, а также передать атмосферу места.

2. Какие материалы и инструменты необходимо взять с собой для рисования на пленэре?

Ответ: Важно взять минимальный, но достаточный набор материалов. Он может включать:

  • Скетчбук или холст
  • Карандаши, уголь или пастель для набросков
  • Акварельные или акриловые краски
  • Кисти разного размера
  • Портативный мольберт
  • Палитра
  • Вода и емкость для воды
  • Бумажные полотенца или тряпка
  • Складной стул или подушка
  • Защитный крем от солнца, шляпа и вода для питья

3. Как выбрать идеальное место для рисования на пленэре?

Ответ: Выбор места зависит от ваших предпочтений и целей. Идеальное место должно быть:

  • Вдохновляющим и интересным
  • Легкодоступным и безопасным
  • С достаточным количеством тени и удобным местом для сидения
  • С хорошим видом на объект или пейзаж, который вы хотите изобразить

4. Как подготовиться к изменению освещения и погодных условий?

Ответ: Погода и освещение могут быстро меняться, поэтому:

  • Придите на место заранее и выберите подходящее время дня, чтобы поймать идеальное освещение
  • Возьмите с собой зонт или накидку от дождя
  • Работайте быстро, чтобы успеть запечатлеть важные детали при изменяющемся освещении
  • Делайте фотографии на случай, если нужно будет продолжить работу позже
РЕКОМЕНДУЕМ:  Как поменять технику живописи

5. Какие техники можно использовать для быстрого захвата сцены?

Ответ: Быстрые техники включают:

  • Работа большими кистями и широкими мазками
  • Использование ограниченной палитры для ускорения процесса выбора цветов
  • Создание быстрых набросков или подмалёвков
  • Фокусировка на основных элементах композиции и освещения

6. Как избежать ошибок начинающих художников на пленэре?

Ответ: Начинающим художникам стоит:

7. Что делать, если я не могу найти вдохновение или не уверен в своих силах?

Ответ: Вдохновение можно найти, наблюдая за природой и мелкими деталями окружающего мира. Начните с простых объектов, таких как цветы или деревья, и постепенно переходите к более сложным пейзажам. Практика и терпение помогут вам обрести уверенность.

8. Какие советы можно дать по композиции и перспективе на пленэре?

Ответ: Для улучшения композиции и перспективы:

  • Используйте правило третей для гармоничного распределения объектов
  • Обратите внимание на линии горизонта и точки схода
  • Работайте над созданием глубины и пространства с помощью светотеней и воздушной перспективы
  • Экспериментируйте с различными углами обзора и точками зрения

9. Как поддерживать мотивацию и развивать навыки рисования на пленэре?

Ответ: Поддержание мотивации включает:

  • Регулярные вылазки на пленэр
  • Участие в групповых пленэрных сессиях и мастер-классах
  • Постоянное изучение новых техник и материалов
  • Ведение дневника или блога, где вы делитесь своими работами и прогрессом
  • Участие в выставках и конкурсах

10. Что делать с готовыми работами после пленэра?

Ответ: Готовые работы можно:

  • Оформить в рамы и повесить дома или в студии
  • Участвовать в выставках и продавать свои картины
  • Использовать как основу для более крупных студийных работ
  • Делать фотографии и делиться ими в социальных сетях или на своем сайте

Поделиться статьей с друзьями!

Похожие записи