Тюбики, кюветки или жидкая акварель - что выбрать?

Рекламируют два разветвления акварельных красок: густая жидкость или паста в металлических тюбиках, или как сухой порошок в маленьких пластиковых контейнерах (кюветках). 

В обоих видах упаковки есть много нюансов, и разница не только в цене. В статье пойдет речь об основных требованиях к использованию и хранению каждого типа красок.

Стоит отметить, что Вы можете купить сухой пигментированный порошок и сделать краску самостоятельно. Пигмент, гуммиарабика и другие ингредиенты доступны на рынке - дорогие маленькие баночки из масштабных предприятий по изготовлению красок (и доступны онлайн у продавцов розничной торговли), или упакованы и продаются дешевле в таких компаниях как  KremerPigments, которые в основном имеют дело с изготовления красителей. Список ингредиентов и инструкции миксирования можно найти в пособие по рисованию Готцегена или других источниках. Просто поставьте шарик красителя, размером в мяч для гольфа, на стекло, разведите гуммиарабик, обычным сиропом (сироп из сахарозы) и водой; потом вымешивайте смесь шпателем около двух часов. Эта работа отнимает вагон времени, но я знаю одного мастера, который клянется полученным результатом.

Краткая история возникновения акварелей

В течение 17 - 18 веков акварелисты производили собственные красители и краски, используя химические, грунтовые или растительные сырые материалы, приобретенные в аптеках или магазинах с травами. Рецепты и указания по смешиванию публиковались в пособие по рисованию. Это доказывает, что изготовление красок - сложная и кропотливая работа. Художники запасали готовы партии пигментных порошков и смешивали большую щепотку сухого красителя с гуммиарабиком, гранулированным сахаром и водой, прежде чем начать новое творение. 

Однако, в Лондоне несколько красковаров, таких как Роберт Китинг и Метью Дарли, начали поставлять рынок еще примерно в середине восемнадцатого века, и к концу 1780 г. несколько из них рекламировали свои товары в лондонских изданиях. В дополнение к листкам бумаги, коробок с красками и "карандашами" (карандаш - термин, которым называли кисточки до 1850 г.) также продавали предварительно высушенные красители, завязанные в пучках из свиного пузыря, "размером в грецкий орех".

Примерно в это время предприятие William & Thomas Reeves разработало твердые сухие брикеты смешанного цвета, с известными именами красковаров, завернутые в бумагу. Эти брикеты превращали в краску путем растирания ложкой в воде в специальных 3-дюймовых блюдцах из фарфора или ракушках (брикеты краски были слишком жесткие, чтобы размягчить их с помощью кисти). Брикеты красок и блюдца продолжали использовать до конца 19-го века, а "втирание красок" продолжало быть утренним делом многих викторианских художников. 

Когда топографы-акварелисты начали путешествовать Англией и континентом, чтобы набросать четкие эскизы пейзажей и руин, разнообразие портативных коробок или сундуков с красками - как правило, сделанных из красного дерева или иногда из хорошего материала, такого как слоновая кость или веджвудская ялинговая посуда - также начали использоваться. К 1800 г. эти коробки изготовлялись из квадратним углублениям для твердых брикетов краски; 1830 г. были доступны также коробки из цинка, покрытые эмалью. Эти металлические коробки оказались чрезвычайно популярными: коробка за 1 шиллинг была изобретена в 1853, а до 1870 г. было продано более 11 миллионов. 

В 1832 г. предприятие Winsor & Newton начало продавать полу-влажную консистенцию красок, в основе которой был мед и глицерин. Рецепт был изобретен во Франции. Краски были расфасованы в маленьких фарфоровых контейнерах, в которые помещали твердые брикеты, уже размещены в коробках для красок. Краски заворачивали в фольгу, с целью удержать влагу. Это способствовало удобству и портативности акварели.  

В конце концов, разборный металлический тюбик с винтовым колпачком для упаковки миксованных красок изобрел американский художник Джон Рэндом в 1841 г. (для масляных красок). В 1846 г. Winsor & Newton впервые адаптировали его и для акварели, используя видоизмененный рецепт для хранения влажных красок. Эти тюбики заменили менее удобные способы упаковки, такие как шприцевые стеклянные или металлические трубки, изобретены английским художником Джеймсом Амсом в 1822 г.

Тюбики или контейнеры?

Краска в тюбиках удобнее для смешивания красок разного качества (для размывания, глянцевания или просто для большой картины). Они специально подготовленные для смешивания прямо из тюбика и быстро растворяются в воде. Некоторые художники утверждают, что тюбики с красками имеют цвета ярче, чем те, которые хранятся в контейнерах, но я не находил тому подтверждение, даже если измерял разницу в цвете цифровым путем. Я подозреваю, что разница может быть за счет того факта, что проще достичь высокой концентрации краски с водой из-за использования красок из тюбиков. Действительно, некоторые художники используют краску прямо из тюбика. 

По этим недостатках трудно точно определить сколько Вам нужно краски для любой картины, поэтому обычно у Вас все равно остается краска на палитре, которая затем высыхает. Когда тюбики загрязненные цветами других красок (обычно один из фталосив), их трудно потом разделить. 

Тюбики - не лучшее решение для упаковки. Краситель и растворитель разделяются, если тюбик используется редко или долгое время находится на складе. Колпачок прилипает, если загрязняется краской изнутри. Тюбик может треснуть, а краска - высохнуть от длительного тепла или неправильной герметизации. Тюбики - объемные и преимущественно содержат воду и гуммиарабика, а процент самого пигмента составляет лишь от 5% до 50%. 

Контейнеры с сухой краской имеют много преимуществ. Их легко развести и нанести, - только откройте коробку с краской, смочите ее, также, они легко стираются. Они будут храниться вечность, если их защищать от влажности и высоких температур. Краска не пропадает, а остается на поверхности посуды, где она смешивалась и разводился. Их можно легко очистить, если попал другой цвет (опять залить фтало). Они невероятно компактные и удобные в транспортировке. 

Недостатками контейнеров с сухой краской является то, что для их разведения и перемешивания нужно больше возни. Сначала они дают легкий цвет (но могут и сильнее при тщательном увлажнении). Некоторые красители (например, земляной пигмент, вирдиановий или розовый) образуют твердые брикеты, с которыми трудно работать, а иногда образуют полосатые цветные смеси. Частые растирания брикета, необходимые для его смачивания или набора краски, могут быть тяжелыми для кистей, особенно с абразивными пигментами кобальта. А контейнеры с красителями стоят дорого, - где-то в три-пять раз превышают стоимость тюбних красок. 

Не делайте ошибки, думая, что краски в тюбиках предназначены для «настоящих» художников, а контейнеры - для студентов или детей. Назовем несколько имен: Дэвид Кокс, Уинслоу Гомер, Дж. С.. Саргент, Джон Марин, Эдвард Хоппер и Филипп Перлштайн, которые являются одними из множества художников, которые предпочитали цвета из контейнеров, даже работая в студии.

Когда использовать

Как Вы можете догадаться, эти относительно сильные и слабые стороны делают две формы цвета более подходящими для различных применений.

Краски в контейнерах особенно удобны для полевых работ или небольших эскизов в студии. Палитра сухих красок легкая и компактная, а контейнеры хорошо транспортируются - они высыхают за считанные минуты, когда картина закончена, и не оставляют потеков, когда Вы спускаетесь с горы. 

Если краски сделаны из хорошего материала, они быстро размягчаются с небольшим количеством воды. (С контейнерами, как правило, тяжелее начинать работать первые несколько раз.)

 Сухие контейнеры идеально подходят для планирования палитры для картины. Экспериментируйте с комбинациями красок, используя сухие чаши, и когда у Вас есть выбор нужной палитры, выдавите краски соответствующих цветов из тюбиков.

С контейнерами легко перейти от одной палитры в другую, поэтому Вы всегда можете упаковать именно те цвета, которые Вы используете, чтобы передать определенный рельеф или атмосферу. (Я храню дополнительные разные контейнеры в наборе красок в пустой большой металлической консервной банке Altoids.)

Контейнеры с краской прекрасно использовать для любой картины малого и среднего размера, особенно когда нужно много красителей в малом количестве (например, некоторые ботанические картины), а больших моек не нужно (опять ботанические картины). Я не видел никаких доказательств того, что цвета из тюбиков на бумаге выглядят ярче или лучше, чем цвета из контейнеров, поскольку в обоих содержание красителей одинаково.

Многие живописцы хорошо рисуют полевые картины красками из тюбиков; они несут тюбики небольшого размера (больше от брендов, кроме Daniel Smith и М. Graham) и выдавливают их в полевую палитру, которая бывает разного дизайна и размера.

Компромиссный подход заключается в том, чтобы в студии выдавить необходимое количество цветов из тюбиков на сложную палитру из пластика или металла (или плоскую палитру с защелки на крышке), и позволить краскам хорошо затвердеть перед транспортировкой. Затем их можно смочить на месте и использовать обычным способом, хотя высыхания может занять больше времени после завершения картины.

Для средних и больших картин или замешивания с водой или гляна, тюбики, безусловно, проще в использовании. Основная хитрость - угадать, сколько цвета нужно выдавить для каждой картины.

Некоторые художники просто работают с фиксированной палитрой, выжимают большое количество цветов для начала и оставляют то, что осталось высохнуть, когда картина выполнена. Чтобы начать новую картину, они выдавливают свежий цвет или смачивают высушенную краску водой. (Некоторые фактически дают краске высохнуть, прежде чем они начнут работать, поскольку они предпочитают консистенции краски, растворенной из тяжелого старта.) Поскольку эти художники постоянно работают с тем же подбором цветов, они только замачивают и очищают палитру, когда краски загрязнились, или заплесневели или полностью использовались.

Я не работаю с тюбиками таким способом. Я выдавливаю достаточно краски, сколько того требует каждая картина. Смачиваю все краски небольшим количеством воды, затем разбавляю и смешиваю этот густой микс цветов. По моему мнению со временем расхода воды становится меньше, что позволяет мне работать быстрее, когда картина начата. Обычно остается мало краски после окончания рисования, поэтому я отвергаю остатки очищаю палитру, а не храню краску для другого сеанса.

Если я еще не закончил, накрываю палитру, чтобы сохранить краску еще на один день. Все марки тюбних красок приобретают своего первоначального блеска после полного высыхания. Лучше дать им высохнуть, чем пытаться оставить их влажными, поскольку лужа мокрой краски покроется плесенью через несколько дней, и Вам придется чистить и начинать все сначала.

Хитрости с тюбиками красок

Тюбики имеют свои нюансы, с которыми столкнетесь рано или поздно. Вот некоторые советы, как с ними справиться.

Заклеены колпачки. Распространенный совет для приклеенных колпаков - нагреть крышку и открутить; некоторые художники предлагают использовать спичку или свечу. Это неправильный метод!

Существуют различные виды пластика, которые используются для изготовления колпачков. Твердый пластик, такой как стирол, - крошится при нажатии. Этот колпачок выдерживает высокие температуры, но может загореться, если его нагреть открытым пламенем. Более мягкий пластик, такой как полистирол имеет, как правило, слегка восковую или скользкую текстуру, и при нажатии становится эластичным и гнется (нажмите большим пальцем края плоской верхней части колпачка, и он слегка согнется).

Более мягкий и гибкий пластик может искривляться или сжиматься, если попадает под влияние сильных температур, даже тепло кипяченой воды, но в первую очередь их нужно нагревать: их натуральная жирная текстура поверхности позволяет избежать прилипания. Если они все же склеились, для ослабления обычно достаточно легко покрутить пальцами.

Твердые пластмассовые колпачки будут прилипать, но они устойчивы к воздействию тепла. Однако нагрев лучше всего проводить горячей (но не кипящей) водой из крана, которая проходит только через колпачок и металлическое кольцо тюбика в течение примерно пяти-десяти секунд. (У меня на кухне есть один из таких отдельных, пружинистых дозаторов горячей воды для чашек чая, и эта вода прекрасно работает.) Запрещается погружать крышку или пробирку в кипяток. Никогда не используйте пламя любого типа. Нет лучшего внутреннего тепла, чем полученное с горячей водой, а пламя может расплавить или поджечь пластик.

После нагревания колпачка дайте ему остыть в течение нескольких секунд, после чего обхватите указательным пальцем верхнюю окружность тюбика, остальные - полностью сожмите в кулак, при этом крышка должна едва держаться. (Содержание тюбика по конец или середину способствует скручиванию под напряжением.) Аккуратно открутите колпачок другой рукой, медленно и постепенно увеличивая давление. Большую силу, или такие инструменты, как плоскогубцы, не следует применять. Если колпачок не поддается, нагрейте его снова, возможно немного дольше. 

После того, как колпачок откроется, смочите его в теплой воде и оставьте там на несколько минут, после чего тщательно очистите внутреннюю часть колпачка и его крепления проточной водой и бумажным полотенцем, прежде чем закрывать тюбик. Это позволит минимизировать приклеивания в будущем.

Вы можете свести к минимуму приклеивания колпачков, тщательно выдавливая краску. Держите тюбик где-то на дюйм над палитрой, чтобы горловина тюбика НЕ касалась свежей кучи краски, которую Вы выдавливаете, и избыток краски полностью забирайте с горловины тюбика (краем кисточки или о поверхность палитры).

Рекомендуют еще один целесообразный способ - обмотка резьбы металлического тюбика белой тефлоновой лентой. Отрежьте ленту длиной 3 сантиметра, затем обмотайте против часовой стрелки вокруг резьбы (в направлении откручивания колпачка) и обрежьте излишки. Лента обеспечивает лучшую герметичность, но при этом колпачок легко откручивается. 

Почти каждый колпачок, который прилипал, был на тюбике краски Winsor & Newton. Они используют колпачки из твердого стирола и тюбики с неполированного, пористого алюминия, который имеет способность приклеиваться к различным видам красок. Подавляющее более других марок используют более мягкий пластик, редко, если когда-нибудь прилипает.

Последний совет: когда Вы выбрасываете тюбик из-под краски, открутите и сохраните колпачок (сначала намочите и почистите). Колпачки, которые были неоднократно отклеивающиеся, скорее всего, могут быть повреждены, поэтому удобно иметь несколько заменителей.

Краска, оставшаяся в почти пустом тюбике. Решение - это прибор для отделения жидкости из красочных тюбиков, который доступен в большинстве торговых сетей. Он изготовлен из зубчатых роликов, установленных в пару шарнирных пластиковых или металлических ручек. Ручки используются для прижимания валиков к тюбика краски, затем валики возвращаются ручкой, чтобы выдавить краску из тюбика. Это очень эффективно!

Когда тюбик из-под краски почти пустой, небольшое количество краски останется на металлической поверхности, куда лакокрасочная машина не сможет добраться. С помощью пары плоскогубцев можно прижать стороны тюбика к металлической поверхности, чтобы выдавить остатки. Я просто сгибаю пустой тюбик в одну сторону, кладу его на стол, наконечник направлен вверх, и большими пальцами нажимаю на бортики тюбика: краска выдавливается наружу.

Затвердела краска. Отдельные виды красителей (особенно кобальт) имеют тенденцию к затвердеванию в тюбике.

Краска затвердевает, поскольку (a) колпачок был закручен неплотно, (б) краска сохранялась вблизи избыточного тепла - над радиатором или под прямыми солнечными лучами; (в) краситель был недостаточно «выстоянный» в упаковке, который добавили в краску, или (г) краске несколько лет, включая время пользования, плюс время, когда она висела на продажу. 

Если трубка краски является новой или недавно купленной, требуйте возврата средств или обмен у продавца. Если вы хотите спасти затвердевший тюбик краски, это можно сделать двумя способами.

Первый способ - запихнуть чистую пластиковую коктейльную соломинку (узкого вида) в краску через устье тюбика. Вставьте соломинку внутрь глубже. Извлеките ее. Вместе и с ней должна вытянуться и затвердела краска. Если краска слишком жесткая для проникновения соломинки, вместо нее можно использовать большой гвоздь.

Залейте воду в отверстие, которое вы только что сделали, и закрутите крышку. Взболтайте тюбик, чтобы смешать воду с краской, но не сильно. Отложите его на несколько дней и при необходимости повторите процедуру, пока краска достаточно не размокнет.

Второй способ - разрезать тюбик и извлечь краску. Упаковочным ножом или крепкими ножницами отрежьте пустую часть завитка и откройте конец. Будьте осторожны, поскольку некоторые части краски все еще могут быть жидкими. Теперь Вы можете достать краску небольшим ножом для палитры (обрежьте каждую сторону тюбика, чтобы упростить задачу).

Затвердевшую краску можно использовать несколькими способами. Если краска все еще полугустая, лучше будет положить ее в пустые пластиковые сухие контейнеры, доступные на большинстве специализированных товарных рынках (Daniel Smith, Jerry's Artarama, or Cheap Joe's). Оставьте контейнеры на сутки, чтобы они просохли, а потом используйте их как обычно.

Если проблема повторяется, попробуйте приобрести тюбики с краской меньшего размера - и скорее используйте их. А еще лучше - сменить бренды красок или поставщика. Краска с хорошим составом, выставлена и продана хорошим поставщиком, должным образом сохраняется и используется в течение нескольких лет она просто не застынет в тюбике. 

Лишняя краска. Если Вы выдавите слишком много краски из тюбика или обнаружите, что краска продолжает вытекать из упаковки после того, когда Вы ее перестали выдавливать, просто держите тюбик в вертикальном положении (отверстием вверх) и найдите место, где он имеет овальный диаметр. Аккуратно сожмите овал тюбика на широком диаметре между большим и указательным пальцами. Это изменит овал на круг, увеличив внутреннюю площадь упаковки, обеспечит место для краски. Избыток втянется обратно в тюбик.

Хитрости с сухой акварелью

В отличие от тюбиков, контейнеры с красками имеют меньше заморочек, но все же есть несколько трюков. 

Пустые контейнеры. Контейнеры неудобно использовать, когда краска уже почти на исходе. Если Вы увидите белый пластик на дне контейнера, следовательно, пришло время это исправить. Намочите чаще всего используемую брикету, после чего соскребите остатки краски и поместите в смоченный, наполовину использованный контейнер с таким же цветом, и разгладьте ее ножом для палитры. (Промойте и сохраните пустой контейнер; в него можно помещать тюбики с краской.)

Я не рекомендую просто заполнить наполовину использован контейнер новой краской из тюбика. Через некоторое время у вас окажется остаток очень старой краски в нижней части нескольких слоев новой краски.

Краска, не ровно ложится. Распространенный минус - это неравномерное нанесение краски, вскоре приводит к глубокому отверстию в центре брикета. Это происходит чаще всего с более мягкими цветами, такими как кадмий, ультрамариновой синий, сожжена сиена или фталос.

Отверстие создается из-за постоянного сдирания краски из центра брикета, как способ предотвратить пропитке краски по сторонам контейнера. Решение состоит в том, чтобы отверстие расширялось до тех пор, пока оно не захватит красочный раствор, а затем растереть его кистью по бокам отверстия, чтобы расширить его до краев контейнера. После того, как Вы пришли к краям, брикет можно легко выровнять. 

Наполнение новых контейнеров. Возможно, Вы хотите использовать уникальные краски, предлагаемые компаниями, которые не продаются в контейнерах, или не предоставляют краски в контейнерах тех размеров, которым я отдаю предпочтение. Вы также можете использовать красочные тюбики и создать контейнер из них, как способ сэкономить; один тюбик краски на 15 мл легко наполняет четыре целых контейнеры.

Решение - выдавить желаемую краску в пустой пластиковый контейнер. Эти пустые контейнеры есть в большинстве интернет-магазинов. Если в каталоге Вы не найдете контейнеров (как правило, указаны под наборами для красок или аксессуарами для рисования), позвоните им по телефону и спросите.

Вы не сможете высушить контейнеры от красок Sennelier или тюбики с черными крышками от Blockx. Все они используют значительное количество меда в упаковке, что предотвращает высыхание краски до твердого состояния. Большинство других марок, включая новые разработки М. Грэма, высыхают просто замечательно. Однако в некоторых брендов, таких как Blockx с белыми крышками или Rowney Artists, проблема как раз наоборот: краски сохнут к смолистому кирпичу, который очень трудно смочить и взять на кисточку.

Выдавите мазок краски в каждый нижний угол контейнера, чтобы воздух не попал в углы или стороны (это может привести к разбуханию контейнера во время высыхания или смачивания водой). Далее заполните бортики и центр контейнера, затем заполните его до краев. Используйте чем для палитры, чтобы при необходимости слегка сформировать поверхность. Затем плотно держите контейнер между большим и указательным пальцами, раскрашивайте, и трижды-четырежды крепко прижимайте к углу стола или полки, чтобы разровнять краску в контейнере.

Дайте контейнеру просохнуть в течение дня или двух, пока поверхность полностью не высохнет, а краска слегка не затвердеет. Краски большинства брендов имеют способность усаживаться и создавать большую яму в центре. Наполните ее и дайте высохнуть второй раз, а при необходимости повторите еще раз. Контейнер - готов к использованию.

Чистка вашего набора. Меня всегда удивляют художники, работающие с грязной коробкой для акварели, загрязненными цветами, шероховатыми контейнерами, забитыми грязью или мусором. Я не могу сказать, что это лень или способ самовыражения.

Почти ежемесячно я достаю сухой контейнер из своего набора красок и полностью промываю и вытираю места для смешивания, после чего полностью протираю ручки и основы эмали. Иногда приходится демонтировать контейнеры, чтобы их можно было очистить отдельно, а также удалить грязь или песок, попавший в щели. 

Для очистки поверхности загрязненных красок используйте небольшую (№6) влажную щетку из соболя. Уберите контейнер с краской с застежки, затем кистью слегка смочите краску и уберите лишние цвета с поверхности краски. Протрите бортики контейнера и вставьте в лоток.

Коробки с эмалевой краской и сухие краски стоят дорого. Регулярная уборка уменьшит накопление влаги или веществ, способствующих коррозии, которые вредят эмалированные поверхности, петли и застежки; а блестящие, чистые цвета контейнеров лучшие и простые в использовании.

Жидкие акварели

Самая новая идея упаковки - это жидкие акварели - краситель, разведенный в дистиллированной воде. Это категория, которой отличаются продукты. 

Water Color Robert Doak & Associates Artist имеет свой вид красок, изготовленный небольшими партиями Робертом Доаком в Бруклине, штат Нью-Йорк. Это чистые красители акварели, упакованные в различные контейнеры в зависимости от размера заказа. (Я предпочитаю упаковки размером 10 мл. Поставляется в небольших пластиковых отжимающихся бутылках с крышкой, которая должна быть закрытой, как и большинство марок бытового клея.)

Некоторые марки массового производства «акварели», упакованные в бутылки с пружинистыми колпачками, как и те, которые используют для чернил. Самым популярным брендом является Dr. Ph. Martin's, который продается на рынке как "Зернистая концентрированная акварель" (настоящий краситель) и "Гидрусовая акварель изобразительного искусства".

"Глянцевые" акварели - это не настоящие акварели (то есть пигментные суспензии), а умеренно разведены, "прозрачные анилиновые красители". Большинство цветов - особенно яркие и переливающиеся. Как красители, они сразу безвозвратно окрашивают бумагу и склонны создавать удивительно тусклые цветные смеси (попробуйте смешать, например, ярко-синий и ярко-желтый), поскольку они не отражают свет так же, как обычные акварели. Они используются для окрашивания кожи, ткани и бумаги и могут использоваться для графических программ, предназначенных для воспроизведения фотографий или печати (хотя эти цветные системы вряд ли передают блеск многих чистых цветов).

Как художественные материалы они довольно приятные для детей и их удобно использовать для абстрактных эскизов, где акцент делается на ярких несмешанных оттенках. В остальных случаях они непригодны для любых произведений искусства, которые Вы не собираетесь хранить более нескольких месяцев.

Бренд "Hydrus" - это стандартные акварельные красители в таких же бутылках, с большим количеством фунгицидов, предотвращающие рост плесени. Главными проблемами этих цветов является качество пигментов и их вид на бумаге, который мне кажется довольно тусклым. Поскольку краски уже находятся в растворе, их нельзя использовать для матирования поверхности сухой кисточкой или создание композиции из натурального цвета пигмента. Флаконы с красками легко обрабатываются, в отличии от тюбиков или контейнеров, и сразу можно приступать к работе.

Информация о данном продукте почти отсутствует. С нестандартными названиями цветов, такими как "мандарин", "хурма", "артикулярная роза" или "голубой шифер", трудно определить, какой пигмент был использован в смеси.

Если вы используете эти материалы для долговечных художественных работ, то Вас ждет разочарование.

Источник: Handprint

 

Поделиться статьей:
 

Похожие статьи:

Я получил предложение сделать обзор акварели ShinHan, поэтому я…

Акварель появилась у западных художников в конце 1400 –х годов.…

В этой статье, на основе собственных многолетних исследований, я…

Стойкость акварельных пигментов может заставить относиться к ним с…

 

 
Загрузка...