Как покрывать лаком и защищать картины
Когда речь заходит о защите и сохранении произведений искусства, лак играет ключевую роль. Будь то акриловая или масляная живопись, выбор лака и техника его нанесения могут существенно повлиять на внешний вид и долговечность ваших картин.
В этой статье мы рассмотрим, как выбрать идеальный лак для вашей работы, как правильно его наносить, и почему стоит обращать внимание на съёмные лаки, такие как Gamvar, для лучшего результата.

Лак – это простой способ улучшить внешний вид картины. Он создаёт непористый барьер, защищающий картину от пыли и грязи, которые скапливаются со временем. Загрязнения остаются на лаке, а не на самой картине, и со временем его можно заменить новым слоем.
Лак не только защищает, но и улучшает внешний вид картины. После высыхания работы часто появляются тусклые и глянцевые пятна, вызванные разной скоростью впитывания масляных пигментов. Лак помогает создать равномерный, целостный финиш.

Например, если вы работаете на акриловом или грунтованном песком холсте, они будут более впитывающими, что может привести к появлению тусклых пятен. Даже на гладкой панели иногда возникает тусклость. Лак легко восстанавливает насыщенность и возвращает глубину тёмным тонам.

Съемный и постоянный лак
Существуют съёмные и постоянные лаки, и важно понимать их различия. Съёмный лак можно наносить раньше, поскольку он позволяет краске дышать и отвердевать. Однако постоянный лак, как Dammar, лучше подходит для длительной защиты, хотя со временем может темнеть и слегка желтеть.
Если вы используете несмываемый лак на масляной картине, лучше подождать минимум полгода перед его нанесением. Съёмные лаки популярны среди художников, так как они сохраняются десятилетиями и позволяют быстрее готовить работы к продаже или выставке.
На изображении результат до (Before) и после (After)

Все виды лака
Выбор типа лака зависит от того, какую отделку вы хотите получить. Одни лаки высыхают до глянцевого блеска и делают цвета более насыщенными, а другие высыхают до ровного матового блеска и приглушают цвета.
Даммарный лак
Без сомнения, лак номер один, используемый для масляной живописи, — это даммарный лак. Он изготавливается только из дамарской смолы, скипидара и спирта. Даммарный лак высыхает до глянцевого блеска и может наноситься кистью или распылением.
Глянцевый лак
Как следует из названия, этот вид лака высыхает до глянца. Этот лак можно наносить кистью, но он также выпускается в виде спрея, который некоторые предпочитают.
Матовый лак
Матовый лак высыхает до ровного покрытия без глянца и блеска. Этот лак не дает бликов, но цвета выглядят более тусклыми. Этот лак можно наносить кистью или распылять.
Сатиновый лак
Сатиновый лак высыхает до полуглянцевого состояния. Если вам нужен слегка глянцевый блеск, но высокий глянец кажется слишком сильным, вы можете рассмотреть этот лак.
Ретушный лак
Ретуширующий лак используется в процессе работы над картиной, чтобы выровнять ее блеск. Ретушный лак также используется для того, чтобы освежить тусклые участки старой картины, которая уже была покрыта лаком.
Некоторые лаки специфичны для среды
Кроме финишного покрытия, есть и другие факторы, которые необходимо учитывать. Вам также необходимо учитывать средство для рисования.
В то время как традиционные лаки, такие как даммарный лак, рекомендуются для масляной живописи, рекомендуется использовать специально разработанные лаки для акриловых или водно-смешиваемых масел. Производители разработали специальные лаки для акриловых красок, которые можно удалять. Эти лаки наносятся кистью. Для таких картин можно использовать аэрозольные лаки, но в будущем их будет сложно удалить.
Для смешиваемых с водой масел компания Winsor and Netwon рекомендует использовать лаки Artisan, которые выпускаются в различных вариантах, включая глянцевые, матовые и сатиновые.
Промасливание vs лакирование
Оба процесса усиливают цвет, но их цели различны. Промасливание готовит поверхность картины к новому слою краски, обеспечивая плавный переход между сеансами, словно они были выполнены за один раз. Это как регидратация холста, помогающая избежать сухости и затруднений при нанесении краски.
Для промасливания я использую новую губку для макияжа и смесь минеральных спиртов с галкидным средством, но можно применять льняное или сафлоровое масло, главное — использовать ту же среду, что и для смешивания красок. Лак же наносится только после завершения работы, чтобы защитить готовое произведение.

Типы лаков
Лаки для масляной живописи часто подходят и для акриловых картин, но перед использованием лучше ознакомиться с рекомендациями производителя. Лаки бывают глянцевыми, матовыми и сатиновыми, каждый из которых по-разному влияет на внешний вид картины:
- Глянцевый лак (Gloss) усиливает яркость цветов.
- Матовый лак (Matte) уменьшает блики и смягчает оттенки.
- Сатиновый лак (Satin) создает эффект, находящийся между глянцевым и матовым.
Для полуглянцевого финиша можно смешать матовый и глянцевый лаки. Экспериментируя, вы найдёте вариант, который лучше всего подходит для ваших работ.

Применение лака
Аэрозольный лак удобен для хрупких поверхностей или текстур с выраженным рельефом, где кисть может повредить работу или создать пузырьки. Важно убедиться, что картина полностью высохла, и работать в хорошо проветриваемом помещении.
Лак кистью – традиционный и мой предпочтительный метод. Для нанесения используйте широкую плоскую кисть с жесткой щетиной, чтобы равномерно покрыть все текстуры. Я успешно использую кисть Princeton 1,5 дюйма, а также планирую попробовать новую 2-дюймовую кисть от Gamvar.
Как наносить лак
Я предпочитаю съёмный лак Gamvar Gloss для защиты как акриловых, так и масляных картин перед их отправкой. Особенность лака Gamvar в том, что он позволяет картине продолжать затвердевать даже после нанесения, что избавляет от необходимости ждать долгие месяцы, как при использовании традиционных лаков.

Перед лакированием я всегда проверяю, чтобы поверхность и пространство вокруг были чистыми. Использую баллончик с воздухом для удаления пыли, затем аккуратно провожу пальцем по картине, чтобы убедиться в отсутствии других загрязнений. Наливаю небольшое количество Gamvar Gloss на широкую кисть, втираю лак в щетину и слегка отжимаю её о бумажное полотенце, чтобы равномерно распределить лак перед нанесением.

Для меня важно наносить лак максимально тонким слоем. Это предотвращает накопление лака на холсте, что может осложнить реставрацию в будущем. К счастью, лак Gamvar легко удаляется с помощью минерального спирта, что упрощает его замену или удаление.

Перед продолжением работы я проверяю, чтобы лак равномерно покрыл всю картину. Затем энергично втираю щетину кисти в холст, чтобы лак хорошо прилип и распределился равномерно. После этого тщательно протираю картину и прохожусь по ней в третий раз для окончательной «протирки», чтобы выровнять поверхность.

Перед окончательной сушкой картины я тщательно проверяю её на наличие мелких волосков кисти или мусора и удаляю их при необходимости той же кистью. Если всё чисто, оставляю картину сохнуть на 18-24 часа, после чего получаю блестящую поверхность, которая будет сохранять свой вид на протяжении многих лет.
Когда наносить лак
Для акриловых картин лак можно наносить в течение 24 часов или несколько дней после завершения работы. Для масляных красок лучше подождать 1-2 недели, а лучше 3-4 недели, в зависимости от толщины слоёв, температуры и других факторов. Убедитесь, что краска полностью сухая и твёрдая на ощупь. Лак Gamvar дышит, позволяя наносить его, когда картина уже сухая на ощупь, и продолжать отверждение.

Покрытие картины лаком до полного отверждения может вызвать проблемы. Растворители лака могут размягчить не до конца высохшую краску, что затруднит её удаление в будущем. Кроме того, краска может сморщиться или потрескаться, так как она всё ещё «дышит» под лаком.
Для масляных картин я использую алкидную основу, которая ускоряет высыхание и позволяет добавлять новые слои ежедневно. Однако для больших картин с плотной текстурой, таких как импасто, может потребоваться более 4 недель.
Основные моменты:
- Лакирование продлевает жизнь картин.
- Лак улучшает внешний вид ваших произведений.
- Съёмные, дышащие лаки, такие как Gamvar, можно наносить раньше, чем традиционные.
- Убедитесь, что картина полностью сухая и твердая на ощупь перед нанесением лака.
- Наносите лак тонким слоем на очищенную от пыли картину и проверьте на наличие остатков лака перед окончательной сушкой.
Смотрите этот процесс в видео ниже:
Поделиться статьей с друзьями!
