Что такое акварельная живопись? Попробуйте посмотреть на предмет с такой точки зрения: это не рисование водяными красками, а живопись цветной водой. Осознав это, вы быстрее поймёте природу акварельной техники.
Это понимание поможет вам сконцентрироваться на водной составляющей акварели. Вода здесь – важнейший компонент, и парадоксально, что ей так редко уделяют должное внимание. Именно влага позволяет акварельной краске творить чудеса.
Я давно обратил внимание: подавляющая часть трудностей, с которыми сталкиваются начинающие акварелисты, имеют одну и ту же природу. Новички не следят за тем, что делает вода на поверхности их картины, на палитре или на кончике кисточки. Конечно, у неопытных художников есть проблемы и посерьёзнее: они не всегда понимают, какие шаги надо предпринять на том или ином этапе рисования. Это постоянное замешательство тормозит их реакцию во время работы, из-за чего поверхность картины высыхает слишком быстро. Получается, что проблема воды встаёт здесь особенно остро.
Почему вода критически важна для успешного рисования акварелью?
Вода, смешанная с пигментом, оставляет на листе красивый, чистый слой краски – так называемую акварельную отмывку. Если вы недостаточно разбавили краску, она не будет растекаться по поверхности бумаги, и у вас получится грубый слой. Профессионалы называют это «грязной» акварелью. Речь идёт не о цвете грязи – просто мазок в таком случае получается очень грубым, не гладким. Плотная краска, по-видимому, препятствует проникновению света через акварельный слой. Потрогайте кончиками пальцев пятно «грязной» акварели – и вы почувствуете, что оно шероховатее, чем чистый мазок.
Представьте себе песок на пляже. Он не находится в состоянии покоя: люди его ковыряют, копают или ещё как-то играют с ним. До тех пор, пока песок влажный, он так и останется изрытым. Но стоит волне прилить к берегу, как все неровности сгладятся. Это очень похоже на то, что происходит на поверхности вашей акварельной бумаги. Термин «акварельная грязь» ввёл известный австралийский акварелист Норманд Линдсей, который сравнил процесс с высыханием грязной лужи. Если вы оставите лужу в покое, грязь застынет гладкой и даже приятной на вид. Но если вы поковыряете её палкой, после высыхания поверхность станет грубой и неровной. Похожие вещи случаются и в акварельной живописи, когда вы пытаетесь нанести толстый слой неразбавленной краски на едва сырую поверхность.
Сколько воды использовать?
Как сильно разбавлять краску? Это зависит от многих факторов:
- Угол поверхности, на которой лежит бумага. Чем круче угол, тем меньше воды потребуется, чтобы краска текла.
- Скорость рисования. Она зависит от вашего опыта и уровня мастерства. Чем медленнее вы рисуете, тем жиже должна быть акварельная краска, чтобы она не высыхала слишком быстро и не прекращала течь.
- Степень влажности бумаги после предыдущей отмывки. Рисование по сырой бумаге в любом случае даст вам эффект размытого края, но чем гуще краска, тем легче этот край контролировать.
- Тон, который вы хотите передать. Для тёмного тона вам понадобится меньше воды, для светлого – больше.
- Тип края вашей фигуры. Эффект размытости, при котором непонятно, где заканчивается один цвет и начинается другой, потребует много жидкости. Другая крайность – чёткие края. В этом случае вам следует рисовать по-сухому, хотя краска всё равно должна быть достаточно жидкой, чтобы течь.
- Размер фигуры. Крупная фигура потребует больше влаги, ведь она не должна высохнуть в перерыве между горизонтальными движениями кисти.
- Факторы окружающей среды. Если вы рисуете в тёплом помещении или на жаре, вам понадобится больше воды, чем при рисовании в холодной комнате. А на открытом воздухе вам придётся сделать скидку ещё и на ветер, который бывает весьма коварным. Лично я редко выбираюсь на пленер в ветреную погоду.
- Всё перечисленное взаимосвязано. Мастерство художника заключается в умении учитывать все факторы.
Так что в следующий раз, когда вы достанете свой акварельный набор, потратьте немного времени и понаблюдайте за тем, как ведёт себя вода на поверхности картины. Это точно улучшит ваши результаты.
Надеюсь, эта статья заставила вас по-другому посмотреть на акварельную живопись и в будущем поможет продвинуться в этом искусстве. Акварель – чудесный материал, и я желаю вам долгих лет общения с ним, особенно если вы только начинаете. Если у вас возникли вопросы или вы хотите оставить комментарий – пожалуйста, не стесняйтесь и смело пишите.