Что такое акварельная живопись?

Что такое акварельная живопись? Попробуйте посмотреть на предмет с такой точки зрения: это не рисование водяными красками, а живопись цветной водой. Осознав это, вы быстрее поймёте природу акварельной техники.

Это понимание поможет вам сконцентрироваться на водной составляющей акварели. Вода здесь – важнейший компонент, и парадоксально, что ей так редко уделяют должное внимание. Именно влага позволяет акварельной краске творить чудеса. 

Я давно обратил внимание: подавляющая часть трудностей, с которыми сталкиваются начинающие акварелисты, имеют одну и ту же природу. Новички не следят за тем, что делает вода на поверхности их картины, на палитре или на кончике кисточки. Конечно, у неопытных художников есть проблемы и посерьёзнее: они не всегда понимают, какие шаги надо предпринять на том или ином этапе рисования. Это постоянное замешательство тормозит их реакцию во время работы, из-за чего поверхность картины высыхает слишком быстро. Получается, что проблема воды встаёт здесь особенно остро. 

Почему вода критически важна для успешного рисования акварелью?

Акварельная живопись

Вода, смешанная с пигментом, оставляет на листе красивый, чистый слой краски – так называемую акварельную отмывку. Если вы недостаточно разбавили краску, она не будет растекаться по поверхности бумаги, и у вас получится грубый слой. Профессионалы называют это «грязной» акварелью. Речь идёт не о цвете грязи – просто мазок в таком случае получается очень грубым, не гладким. Плотная краска, по-видимому, препятствует проникновению света через акварельный слой. Потрогайте кончиками пальцев пятно «грязной» акварели – и вы почувствуете, что оно шероховатее, чем чистый мазок. 

Представьте себе песок на пляже. Он не находится в состоянии покоя: люди его ковыряют, копают или ещё как-то играют с ним. До тех пор, пока песок влажный, он так и останется изрытым. Но стоит волне прилить к берегу, как все неровности сгладятся. Это очень похоже на то, что происходит на поверхности вашей акварельной бумаги. Термин «акварельная грязь» ввёл известный австралийский акварелист Норманд Линдсей, который сравнил процесс с высыханием грязной лужи. Если вы оставите лужу в покое, грязь застынет гладкой и даже приятной на вид. Но если вы поковыряете её палкой, после высыхания поверхность станет грубой и неровной. Похожие вещи случаются и в акварельной живописи, когда вы пытаетесь нанести толстый слой неразбавленной краски на едва сырую поверхность. 

Сколько воды использовать?

Как сильно разбавлять краску? Это зависит от многих факторов

  1. Угол поверхности, на которой лежит бумага. Чем круче угол, тем меньше воды потребуется, чтобы краска текла. 
  2. Скорость рисования. Она зависит от вашего опыта и уровня мастерства. Чем медленнее вы рисуете, тем жиже должна быть акварельная краска, чтобы она не высыхала слишком быстро и не прекращала течь. 
  3. Степень влажности бумаги после предыдущей отмывки. Рисование по сырой бумаге в любом случае даст вам эффект размытого края, но чем гуще краска, тем легче этот край контролировать. 
  4. Тон, который вы хотите передать. Для тёмного тона вам понадобится меньше воды, для светлого – больше. 
  5. Тип края вашей фигуры. Эффект размытости, при котором непонятно, где заканчивается один цвет и начинается другой, потребует много жидкости. Другая крайность – чёткие края. В этом случае вам следует рисовать по-сухому, хотя краска всё равно должна быть достаточно жидкой, чтобы течь.
  6. Размер фигуры. Крупная фигура потребует больше влаги, ведь она не должна высохнуть в перерыве между горизонтальными движениями кисти.
  7. Факторы окружающей среды. Если вы рисуете в тёплом помещении или на жаре, вам понадобится больше воды, чем при рисовании в холодной комнате. А на открытом воздухе вам придётся сделать скидку ещё и на ветер, который бывает весьма коварным. Лично я редко выбираюсь на пленер в ветреную погоду. 
  8. Всё перечисленное взаимосвязано. Мастерство художника заключается в умении учитывать все факторы. 

Так что в следующий раз, когда вы достанете свой акварельный набор, потратьте немного времени и понаблюдайте за тем, как ведёт себя вода на поверхности картины. Это точно улучшит ваши результаты.

Надеюсь, эта статья заставила вас по-другому посмотреть на акварельную живопись и в будущем поможет продвинуться в этом искусстве. Акварель – чудесный материал, и я желаю вам долгих лет общения с ним, особенно если вы только начинаете. Если у вас возникли вопросы или вы хотите оставить комментарий – пожалуйста, не стесняйтесь и смело пишите.

Поделиться статьей:
 

ЭТО ТОЖЕ ИНТЕРЕСНО:

Похожие статьи:

В свое свободное время легендарный акварелист Эдгар Уитни описал и…

Акварель – хрупкий материал для художников и коллекционеров. Можно…

Не нужно бояться начинать осваивать новое хобби, такое как…

Каким бы опытным художником вы ни были, но если вы похожи на меня…

 

 
Загрузка...