Какие выбрать цвета для акварельной палитры

В акварельной живописи выбор цвета играет ключевую роль. Это не просто набор тюбиков с красками — каждый цвет в палитре художника открывает дверь в новую творческую вселенную. Сегодня мы погружаемся в процесс выбора идеальной цветовой гаммы, который станет основой вашего художественного творчества.

Если выбрать определённую палитру цветов для работы, это может ограничить возможности художника и помешать творческим экспериментам. Поэтому залог успеха для начинающего — удобная цветовая гамма.

Какие выбрать цвета для акварельной палитры

Оцени, на что способна твоя палитра, испробуй новые сочетания, эффекты. Прогресс гарантирован только тогда, когда ты даёшь волю фантазии и наслаждаешься интересными опытами.

Ограничить выбор цветов или нет?

Если доступны разнообразные варианты, то нет смысла использовать только первичные и вторичные цвета. Но иногда художники избирательны к оттенкам, поскольку формируют личные предпочтения, стили и методики.

«Невозможно купить все возможные тюбики», — утверждает Пегги Дрессел, художница и преподаватель в Оукленде (Нью Джерси), — «Палитра даёт так много возможностей, и я пытаюсь уместить все необходимые краски в одной. И ещё я избегаю использования цветов, которые почти идентичны, только называются по-разному».

какие выбрать цвета для акварельной палитры

Дрессел предлагает два способа определиться с палитрой. Во-первых, нужно решить, что хочется изобразить. «Хотя я желаю, чтобы краски умещались в один диапазон, если я рисую цветы, я знаю, что в полупрозрачных лепестках есть вкрапления розового и пурпурного, которые не сочетаются с основной гаммой. Поэтому я просто добавляю их в палитру. Если я собираюсь работать над пейзажем, то добавляю большее количество «земных» оттенков. Я называю это специализированными палитрами, потому что они нужны для определённых проектов».

Её вторая рекомендация — определить тёплую и холодную версию каждого оттенка. Например, Дрессел использует тёплый оранжево-жёлтый (orangish yellow) и холодный жёлто-зелёный (greenish yellow) или красно-пурупурный (reddish purple) и сине-пурпурный (bluish purple). Это облегчает смешивание цветов и позволяет не беспокоиться о мутности.

Помимо этого, художница использует «земные» оттенки, прозрачные и непрозрачные, и гранулирующие цвета. В некоторых случаях слияния красок усиливают грануляцию, например французский ультрамарин (French ultramarine) и жжёная сиена (burnt sienna).

Акварельная живопись Пегги Дрессел
Акварельная живопись Пегги Дрессел

Базовая палитра дрессел

Художница создала свой стандартный набор цветов, каждый из которых по-своему важен.

Красные, оранжевые и жёлтые

  • Кадмий красный темный (Cadmium Red Deep): «Средний красный цвет, приближенный к жёлтому. Я считаю его тёплым и редко прибегаю к нему — только когда рисую портреты. Он слегка непрозрачный, плохо сочетается с голубыми оттенками, потому что похож на жёлтый».
  • Тёмно-красный от Winsor (Winsor red deep): «Он заменил предыдущий цвет, так как тоже является средним красным с жёлтым оттенком и вдобавок прозрачным».
  • Перманентный малиновый ализарин (Permanent alizarin crimson): «Я использую краску Winsor & Newton. Это холодный тёмно-красный оттенок. Были сомнения по поводу его видимости, так что я заменила обычную краску на более розовую и яркую».
  • Кадмий оранжевый (Cadmium Orange): «Он варьируется от желтоватого до красноватого оранжевого. Но чаще я смешиваю гуммигут новый (New gamboge) с красными, чтобы получить оранжевый».
  • Лимонно-жёлтый (Lemon yellow): «Единственный холодный жёлтый цвет. Я не особо люблю его, потому что он бледноват. Он нужен только для абсолютно жёлтых участков, куда не хочется добавлять зелёный».
  • Ауреолин (Aureolin): «Мне по вкусу этот яркий прозрачный жёлтый. Он нейтрален и сочетается с чем угодно».
  • Жёлтый от Winsor (Winsor yellow): «Очень прозрачный. Почти как ауреолин, но более насыщенный».
  • Гуммигут новый (New gamboge): «Тёплый, почти оранжево-жёлтый и очень прозрачный».
РЕКОМЕНДУЕМ:  Тюбики, кюветки или жидкая акварель - что выбрать?

Зелёные и синие

цветовой круг
  • Виридоновая (Viridian): «Холодный и нежный прозрачный зелёный цвет, слишком неестественный по мнению студентов. Тем не менее он универсален в палитре зелёных и отлично сочетается с другими, образуя как холодные, так и тёплые оттенки».
  • Зелёный от Winsor с синим оттенком (Winsor green, blue shade): «Похож на виридиан, но не используется сам по себе. Лучше брать его для затемнений, смешивать с красными».
  • Зелёный Winsor с жёлтым оттенком (Winsor green, yellow shade): «Насыщенный. Я смешиваю его с оранжевыми, для получения сочного жёлтого, и он даёт тёмно-зелёный при смешении со жжёной сиеной. Я пыталась использовать его вместо зеленого Хукера (Hooker’s green), но обнаружила, что он теплее, и замена не совсем удачна».
  • Зелёный Хукера (Hooker’s green): «Я люблю этот тёмный, желтоватый и прозрачный цвет. У меня есть его тёплая версия, что хорошо смешивается с красными, синими цветами и так же со жжёной сиеной. Можно поспорить насчёт его светостойкости, поэтому я употребляю его реже, чем раньше».
  • Травяная зеленая (Sap green): «Тёплый зелёный, идеальный для первых акварельных работ. Художники любят брать его прямо из тюбика. В сочетании с французским ультрамарином он даёт тёмно-зелёный оттенок».
  • Кобальт синий (Cobalt Blue): «Я использую краску Holbein. По-моему, это самый приближённый вариант к чистому голубому. С его помощью я изображаю небо и затеняю белые объекты».
  • Французский ультрамарин (French ultramarine): «Тёмный, ярко-синий с примесью красного, из-за чего кажется тёплым. Этот цвет гармоничен с малиновым ализарином, образует фиолетовые оттенки, но плох для зелёных. Я обнаружила, что в изображении ночных деревьев этот цвет с жёлтым даёт соответствующий приглушённый зелёный».
  • Голубой Winsor с красным оттенком (Winsor blue, red shade): «Тёплый синий. Я попробовала его вместо французского ультрамарина в участках с затемнённой водой, и это сработало. Он годится для смешений фиолетовых».
  • Голубой Winsor с зелёным оттенком (Winsor blue, green shade): «Напоминает переливчатый синий от Holbein (Holbein peacock blue). При смешении с жёлтым получаются разнообразные оттенки зелёного. Оба цвета иллюстрируют, как тона влияют на смешения красок».
  • Берлинская лазурь (Prussian blue): «Тёмный и очень ценный. Я заменила им цвет индиго (indigo), потому что тот был слишком чёрным. Кроме того, у лазури есть примесь зелёного, так что она считается холодной голубой краской».
  • Небесно-голубой (Cerulean blue): «Матовый и холодный, годится для неба».
РЕКОМЕНДУЕМ:  Теория цвета для улучшения ваших картин

Дополнительные средства

акварельные цвета земли
  • Перманентный розовый (Permanent rose): «Я предпочитаю его, потому что он ярче и насыщеннее остальных. Но иногда использую другой розовый от Holbein (Holbein’s opera), недавно признанный перманентным».
  • Фиолетовый Winsor (Winsor violet): «Кое-что среднее в фиолетовом диапазоне».
  • Сиена натуральная (Raw sienna), жжённая и квинакридоновая сиена (quinacridone sienna) образуют оттенки земли вместе с квинакридоновым золотым (quinacridone gold).
  • Квинакридоновый золотой набирает популярность, — утверждает Дрессел, — Он прозрачный и даёт прозрачные зелёные тона, когда смешивается с синим. Цвет хорош для пейзажей — его стоит добавлять на деревья и скалы для полноты картины.

«Изначально многие пейзажисты использовали в основном французский ультрамарин, жжённую сиену и сиену натуральную или жёлтую охру (yellow ochre), но не достигали эффекта прозрачности. А с появлением квинакридоновых цветов мир живописи изменился — пейзажи стали органичнее, разнообразнее».

Обучающиеся художники используют цвет чёрной слоновой кости (ivory black), но его не должно быть на картине, как и белого.

«Я знаю, в наборах есть китайский белый (Chinese white), и студенты спрашивают, почему его нельзя использовать,» — объясняет Дрессел, — «Конечно, невозможно обойтись без примесей белого в цветах, но так как белый непрозрачен, на картине его быть не должно».

Проверка красок перед работой

Картины Дрессел не включают в себя всю её палитру. На начальных этапах рисования важно усвоить — не обязательно использовать все цвета. И Дрессел старается выбирать лишь несколько нужных, чтобы они сочетались гармонично.

Перед тем, как приступить, художница пробует эффекты красок: красной, жёлтой и синей, смешивает их, помещает в цветовой круг. Цвета этой триады она может взять из своей палитры или оценить будущую картину и понять, какие ещё оттенки нужны. «Я выбираю красный, жёлтый и синий, подходящие к тематике рисунка, и смешиваю их в круге. Так я вижу, какие получу оранжевые, фиолетовые и зелёные тона. Обычно я пробую несколько вариантов и записываю их, решаю, стоит ли что-то менять и каким цветом дополнить палитру. Мне может понадобиться более подходящий оранжевый, так что я добавлю чистый оранжевый вместо того смешения, что у меня получилось. Если мне придётся рисовать много светлых участков, то я начну с триады светлых цветов и потом добавлю более тёмную.

РЕКОМЕНДУЕМ:  Как смешать теплый розовый цвет акварелью?
акварельная палитра цветов

Упражнения для правильного выбора цветов

Дрессел рекомендует нарисовать картину выбранными цветами, а потом заменить один цвет другим похожим и сравнить их. «Если ты привык рисовать французским ультрамарином, но хочешь увеличить прозрачность, попробуй вместо него голубой с красным оттенком. Кажется, они одинаковы, но в смешениях с другими видно, чем они отличаются». Художница рисует 5-7-дюймовые эскизы, где изучает цветовую композицию. Затем она вешает более привлекательный вариант на стену, как образец для полноценной финальной работы.

«Эксперименты с красками экономят время. Если я потрачу 20 минут на пересмотр выбранных цветов, это избавит меня от нужды начинать неудачную картину заново, и результат будет куда лучшим».

Теперь, когда ты знаешь обо всём, что нужно знать начинающему художнику, можешь приступать к акварельной живописи!

Цветочная ферма
Цветочная ферма» Пегги Дрессел, акварель, 14 x 11

*Вклад в статью внёс Кристофер Уиллард

Выбор цветовой палитры для акварели — это не просто задача, а настоящее искусство. Открывайте новые горизонты, экспериментируйте с сочетаниями и наслаждайтесь процессом творчества. Помните, что каждый оттенок приносит свою уникальную ноту в ваше художественное произведение, делая его неповторимым и привлекательным.

Автор: Courtney Jordan

Поделиться статьей с друзьями!

Похожие записи